Роспись Сикстинской капеллы

Body: 

58c380155d76d98ae93e0d6562712b8e.jpg

Микеланджело Буонарроти (Michelangelo Buonarroti; иначе — Микеланьоло ди Лодовико ди Лионардо ди Буонаррото Симони) (1475-1564) — один из самых удивительных мастеров Высокого и Позднего Возрождения в Италии и в мире. По масштабу своей деятельности он был подлинным универсалом — гениальным скульптором, великим живописцем, архитектором, поэтом, мыслителем. Монументальность, пластичность и драматизм образов, преклонение перед человеческой красотой проявились уже в ранних произведениях мастера. Его творения утверждают физическую и духовную красоту человека, его безграничные творческие возможности

 

Великая страсть владела его существом, и он был страшен потому, что все подчинял своей страсти, не милуя ни других, ни себя. Он знал, чего хотел, и, как бывает даже у самых замечательных людей, твердо считал, что только его воля достойна уважения: что заветная цель ясна ему как никому другому. Вместе с Леонардо да Винчи и Рафаэлем, Микеланджело составляет триаду величайших светил, явившихся на горизонте искусства за всю христианскую эпоху. Он стяжал себе громкую, неувядающую славу во всех трех главных художественных областях, но был скульптор по преимуществу: пластический элемент преобладал в его гении до такой степени, что этим элементом запечатлены его живописные произведения и архитектурные композиции. Он был первым скульптором, познавшим строение человеческого организма и высекшим скульптуры из мрамора, показав всю красоту человеческого тела.

 

Микеланджело был одним из величайших скульпторов, величайших живописцев и величайших архитекторов своего времени; нет другого подобного ему человека, оставившего столь богатое наследие последующим поколениям. Во всем мире имя Микеланджело ассоциируется с фреской «Сотворение Адама», статуями Давида и Моисея, собором св. Петра в Риме.

 

В 1505 году Микеладжело во второй раз приезжает в Рим, где папа Юлий II заказывает ему масштабный проект собственной гробницы. Микеланджело с энтузиазмом берется за работу, но планы папы внезапно меняются. Юлий II повелел расписать плафон Сикстинской капеллы.

 

«Микеланджело хотелось закончить гробницу, и работа над потолком капеллы казалась ему большой и трудной: имея в виду малый свой опыт в живописи красками, он пытался всякими путями свалить с себя эту тяжесть, выдвигая для этого вместо себя Рафаэля. Но чем больше он отказывался, тем сильнее разгоралась прихоть папы, который шел напролом в своих затеях, а к тому же его снова начали подстрекать соперники Микеланджело, и в особенности Браманте, так что папа, который был вспыльчив, уже готов был рассориться с Микеланджело. Тогда, видя, что Его Святейшество упорствует, Микеланджело решил, наконец, за это взяться». (Вазари)

10 мая 1508 г. он записал: «Сегодня я начал работать».

 

31 октября 1512 г. Сикстинская капелла была открыта для обозрения. Между этими датами — четыре года, пять месяцев и двадцать один день, заполненные напряженнейшей, титанической работой. «Мрачные годы. Самые мрачные и самые величественные в жизни Микеланджело. Он становится легендарным Микеланджело, тем самым героем Сикстины, чей титанический образ навсегда останется запечатленным в памяти человечества», — писал об этом периоде жизни и творчества Микеланджело Ромен Роллан. Работа поглощала все душевные и физические силы творца. И хотя Микеланджело говорил, что «живопись не его дело», он создал монументальный ансамбль, ставший шедевром итальянской монументальной живописи.

В огромной по размерам росписи потолка Сикстинской капеллы в Ватикане (1508—1512) Микеланджело воссоздает библейскую легенду о событиях, от сотворения мира до потопа. Грандиозный ансамбль, включающий более 300 фигур, звучит как гимн красоте, мощи, разуму человека, его творческому гению.

Микеланджело говорил: «Хорошая живопись — это как бы сближение, слияние с Богом... Она лишь копия Его совершенств, тень Его кисти, Его музыка, Его мелодия... Поэтому художнику недостаточно быть великим и умелым мастером. Мне кажется, что и жизнь его должна быть возможно более чистой и благочестивой, и тогда Святой Дух будет направлять все его помыслы...»

Что же это за здание — Сикстинская капелла? Капелла вообще — храм, который входит в состав какого-либо учреждения, жилища, или же является частью большего храма. Сикстинская капелла сначала была домовой церковью римских пап. Она была построена на месте старой капеллы в 15 веке по заказу папы Сикста IV, отсюда и ее название. Вот она, в центре на фотографии, с маленькими окошечками поверху. a4d40d3febcfb4901e4256b69d57332f.jpg

Здесь проводятся конклавы — собрания кардиналов, на которых выбирают очередного папу, а в обычные дни яблоку негде упасть от толп туристов.

a0ab4939809f75e30a2c7c4c76de9d2e.jpg

После сближения папы и Лоренцо Медичи — фактического правителя Флоренции — группа флорентийских художников была приглашена в Рим, где вместе с умбрийскими мастерами в 1481—1483 годах украсили стены Сикстинской капеллы. Это были Боттичелли, Перуджино, Гирландайо и Козимо Росселли, при участии своих помощников: Пинтуриккио, Синьорелли, Бартоломео делла Гатта, Давида Гирландайо, Пьеро ди Козимо, Бьяджо д'Антонио. Эти фрески содержали множество портретных фигур. Первоначально фресок было 16, сохранилось 12. Фрески эти, деля стены на равные части, опоясывали капеллу по периметру. Но потолок, представлявший довольно сложную конструкцию, просто покрыли синей краской с золотыми звездами.

2fd52078288664132693e0176516d64a.jpg

Роспись потолка Сикстинской капеллы представляет собой сложную структуру, состоящую из нарисованных элементов архитектурной декорации, отдельных фигур и сцен. В средней, наиболее пологой и широкой части свода он располагает основные сюжетные композиции, заключая их в прямоугольные поля, по ритму перекликающиеся с формой плана самой капеллы. Значение этих композиций он подчеркнул написанным, кажущимся сильно выступающим, карнизом, под которым в нишеобразных тронах, между распалубками, разместил чередующиеся гигантские фигуры ветхозаветных пророков и языческих сивилл (пророчиц), восседающих на тронах. Их троны, расположенные совершенно симметрично по обе стороны центральных прямоугольных полей, также подчеркивают важность центральной части, которую художник разделил нарисованными арками на девять полей.

 

Изображения распадаются на три основные группы:

 

сцены из Книги Бытия, начиная с «Отделения света от тьмы» и кончая «Опьянением Ноя» — 9 больших композиций в зеркале свода, поперечные полосы между двумя карнизами, имитирующие свод, они разграничивают чередующиеся крупные и мелкие повествовательные сцены из Книги Бытия, многочисленные фигуры, в том числе знаменитые ignudi (обнаженные) обрамляют сцены из Книги Бытия.

 

пророки и сивиллы — 12 огромных фигур в боковых поясах свода в межоконных промежутках, Образы пророков и сивилл отличаются цельностью характеров, гармонией физической мощи и глубиной мысли. Каждая из этих фигур индивидуальна и чрезвычайно значительна. Каждая — воплощение определенного возраста, характера, душевного состояния — от юной вдохновенной Дельфийской сивиллы до мудрого спокойного старца Захария. Масштабность, значительность, интенсивность духовной жизни пророков и сивилл оттеняют сопровождающие их фигурки херувимов. Они либо ритмически повторяют движения главных фигур, либо, уравновешивая композиционное построение, ведут своего рода безмолвный диалог.

 

«Чудесные избавления иудеев» — 4 крупные композиции-эпизоды из Библии в угловых треугольных парусах свода — в распалубках сводов над окнами,

 

«Предки Христа» в образовавшихся возле окон треугольных распалубках и полукруглых люнетах.

5a5172073bd02d80abf6e839af6e369b.jpg

9 сцен из Книги Бытия, как и композиции на боковых стенах, расположены в хронологическом порядке, от алтаря ко входу. Они распадаются на три триады.

 

Первая триада связана с сотворением мира:

— «Отделение света от тьмы»,

— «Сотворение светил и растений»,

— «Отделение тверди от воды».

 

Вторая триада — Сотворение Адама, Сотворение Евы, Искушение и Изгнание из рая – посвящена созданию человечества и его грехопадению.

— «Сотворение Адама»,

— «Сотворение Евы»,

— «Грехопадение и изгнание из Рая».

 

Последняя триада повествует о жизни Ноя-праведника, единственного из всего человечества, спасшегося со своей семьей во время всемирного потопа, заканчивающейся его опьянением. Сюжеты эти в основном традиционны, хотя и содержат некоторые специфические моменты, вызвавшие появление различных версий о скрытом смысле акцентировок Микеланджело.

— «Жертвоприношения Ноя»,

— «Всемирный потоп»,

— «Опьянение Ноя».

Посмотрим на первые три фрески с сюжетами из Книги Бытия.

ae115f1f6c910c2758c1d663e1c4f2e1.jpg61012c4ecf782827df214a2974705790.jpg e86d7ab526650d0d7b6d7a6240d9b484.jpg

В композиции «Отделение света от тьмы» фигура Саваофа изображена борющейся с хаосом. Микеланджело наделяет Его своей собственной творческой страстью. Саваоф отталкивает наседающие на него облака, стремясь отделить свет от тьмы.

«На второй истории он изобразил с прекраснейшими сообразительностью и талантом, как Господь создает солнце и луну, поддерживаемый многочисленными путтами; и являет собою потрясающую силу благодаря ракурсу рук и ног. Его же он изобразил в той же истории, где Он парит, благословив землю и создав животных; такова на этом своде сокращающаяся фигура, которая, куда бы ты ни шел по капелле, все время вращается и оборачивается и в ту, и в другую сторону» Вазари.

В образе Бога — величественного могучего старца, подчеркнут, прежде всего, созидательный порыв, выраженный в движениях его рук, словно действительно способных творить миры и давать жизнь человеку.

Внушающий благоговение, Господь повелительным жестом одновременно создает Солнце и Луну.

Микеланджело, несомненно, не лишен чувства юмора, хотя и язвительного типа. Едва ли до него кто-либо решался изобразить Творца, так сказать, с тыла. Кроме того, нас может поставить в тупик выбор цвета для божественных одежд. Но во времена Микеланджело розовый цвет считался вполне мужским — мы можем найти немало портретов того времени, изображавших мужественных рыцарей или властителей в розовых одеждах. Так что забудем о наших стереотипах.

На третьей фреске Творец парит над водой, опять же всего лишь движением рук отделяя воду от воздуха.

Вторая фреска является в этой триаде центральной, она крупного формата, а две других — размером меньше — окружены композициями из фигур обнаженных юношей, держащих гирлянды из дубовых листьев и желудей — часть герба папы Юлия. Будучи художником и скульптором эпохи Возрождения, Микеланджело восхищался красотой обнаженного человеческого тела — эта традиция была вновь воспринята от античности. Кроме того, на лицах юношей отражен большой спектр человеческих эмоций: жизнерадостность, смелость, радостное изумление перед открывающимися тайнами мира, спокойное созерцание, тревога, ликование, нега. Есть разные мнения о том, какой смысл несут эти фигуры. С одной стороны, их позы демонстрируют мастерство Микеланджело как художника — ракурсы очень сложны, а знания анатомии безупречно. Таким образом Микеланджело как бы «утер нос» злопыхателям. С другой стороны, за их внешней силой не чувствуется внутренний покой, и художник как бы намекает на бренность, смертность плотского мира — «прах ты, и в прах обратишься».

 

Самая грандиозная и самая известная фреска потолка капеллы — это, конечно, «Сотворение Адама». Прекрасный и совершенный физически, первый человек лежит в расслабленной позе как бы на краю тварного мира. Его поза показывает, что он пока что плоть, лишенная духа, лишенная той божественной искры, которая сделает его венцом творения. Бог, окруженный духами и ангелами, подлетает к Адаму. На фреске будто застыло то мгновение, когда вот-вот пальцы Бога и человека соприкоснуться.

b950a433bc2f7f69613839adeeabe0ce.jpg

Любопытный факт: современные ученые обратили внимание, что если представить себе правую группу фигур в виде силуэта, то она будет совпадать с силуэтом человеческого мозга в продольном разрезе. Удивительно, но даже отсутствие «мозжечка» имеет объяснение — во времена Микеладжело анатомы не умели извлекать его, не повредив, вместе с остальным мозгом. Этот силуэт мозга как бы намекает нам, что, с точки зрения Микеланджело, образ и подобие Бога в человеке — это именно мышление.

1ebee7608535886a058f012c72b384da.jpg2cdd2ccd94c7d8bd9a7245c63b32cf47.jpg

Фреска «Сотворение Евы» более скромна. И в дальнейшем мы можем заметить, что внешность Адама и Евы на разных фресках не совпадает.

0435b000285db16d734d3826cec8b4bd.jpg

Если мы сравним фрески с сотворением Адама и Евы, то мы, без особого преувеличения можем прийти к выводу, что второй сюжет мало занимал Микеланджело — никакого драматизма, никакой мощи, только-только Адам воспрял — и вот опять спит. Но список сюжетов предложил сам папа, так что пришлось писать, что велено. На фреске с Евой даже Бог сам на себя не похож. Но это связано не только с тем, что мысли Микеланджело занимали другие, более масштабные и драматичные сюжеты. Это вообще последний раз, когда Бог появляется на росписях потолка капеллы, а уж тем более рядом с человеком, потому что следующая история расскажет нам о том, как первые люди нарушили волю Творца.