Грехопадение
Мы с вами дошли до первого «камня преткновения» — истории грехопадения первых людей.
Если мы посмотрим на значение слова «грех», то в русском языке синонимом к нему будет «ошибка», отсюда есть в нашем языке такие слова, как «огреха», «погрешность». По сути, грех — это переход за грань дозволенного. Грех, который совершили Адам и Ева, в христианстве называется «первородным». Люди были созданы совершенными и бессмертными, но, нарушив завет Бога, стали поврежденными, как бы «заразились» смертью.
Прочитаем этот отрывок.
Бытие 3
Грехопадение
1 Змей выделялся особой хитростью среди всех зверей полевых, которых сотворил Господь Бог. Он спросил женщину: «Правда ли, что Бог запретил вам есть плоды какого бы то ни было дерева в этом саду?» 2 «Мы, — ответила женщина змею, — можем есть плоды любого дерева здесь, 3 кроме плодов дерева, которое среди сада. О них сказал Бог: „Не ешьте их и даже не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть“». 4 На это змей возразил женщине: «Нет, не умрете вы, 5 но знает Бог, что в день, в который вы отведаете их, откроются глаза ваши и станете вы такими, как Он, знающими и добро, и зло».
6 Женщина увидела, что плоды этого дерева хороши, кажутся вкусными, радуют взор и вожделенны они, потому что мудростью и знанием наделяют отведавшего их; сорвала она несколько плодов с него, сама ела и мужу своему их дала, и он ел вместе с ней. 7 И тут открылись у них глаза — они увидели себя нагими и сделали себе набедренные повязки из смоковных листьев.
8 А как только повеяло прохладой, услышали они Господа Бога, идущего по саду и скрылись от Него за деревьями сада. 9 «Где ты?» — позвал Господь Бог человека. 10 «Услышал я, как Ты идешь по саду, — откликнулся тот, — и испугался, ведь я наг; потому я и скрылся». 11 «Кто сказал тебе, что ты наг? — спросил Бог. — Ты ел плоды того дерева, с которого Я запретил тебе есть?» 12 «Жена, которую Ты дал мне в спутницы, дала мне плоды этого дерева, и я ел их», — промолвил человек. 13 Господь Бог обратился к женщине: «Что же ты сделала?!» «Змей обольстил меня, и я ела», — ответила женщина.
14 И сказал Господь Бог змею: «За то, что ты сделал это,
из всех зверей и скота всякого
ты понесешь на себе такое проклятие:
на животе ползать ты будешь
и всю жизнь прах будешь есть;
15 и сделаю так, что между тобой и женщиной
вражда воцарится
и между потомками вашими продолжится;
ее Потомок будет разить тебя в голову,
а ты Его — в пяту».
16 И женщине сказал Он:
«Многие тяготы в беременности твоей
уготованы Мною тебе,
в муках рожать детей будешь.
Стремиться будешь мужем своим владеть,
а он властвовать над тобою будет».
17 Адаму же сказал: «За то, что ты послушался жены своей и отведал плода того дерева, о котором тебе было сказано: „Не ешь плоды его“, —
проклята земля за тебя;
плоды ее будут доставаться тебе
трудом тягостным
все дни жизни твоей.
18 Колючки и сорняки
произрастит она тебе,
и будешь питаться травой полевою,
19 в поте лица придется тебе
добывать хлеб свой,
пока не возвратишься в землю,
из которой ты взят,
ибо прах ты и в прах возвратишься».
20 Адам назвал жену свою Евой, ведь она — прародительница всех живущих. 21После того Господь Бог сделал Адаму и жене его одежды из шкур и одел их. 22 И сказал Господь Бог: «Теперь, когда человек стал как один из Нас, знающим добро и зло, да не будет того, чтобы он, протянув руку к дереву жизни, срывал его плоды, ел их и жил вечно!» 23 Изгнал Господь Бог Адама из сада Эдемского и послал его возделывать землю, из которой тот был взят. 24 Изгнав первых людей, Бог поставил с восточной стороны сада Эдемского херувимов и огненный меч, острие которого, сверкая, обращалось во все стороны, дабы охранять путь к дереву жизни.
a) 3:1 Или: змей был более ловким / разумным / находчивым, чем все (прочие) звери поля.
b) 3:2 Букв.: сада.
c) 3:5 Букв.: как Бог; или: как боги.
d) 3:8 Букв.: в ветре дня.
e) 3:8 Или: звук (шагов) Господа Бога.
f) 3:10 Букв.: Твой голос / звук / шум.
g) 3:14 «Есть прах» — образное выражение, говорящее о высшей степени проклятия; ср. Пс 71:9; Ис 49:23; Мих 7:17.
h) 3:15 Букв.: между семенем твоим и ее семенем.
i) 3:16 Или: приумножу чрезвычайно страдания твои.
j) 3:16 Смысл этого предложения в подлиннике не совсем ясен; друг. возм. пер.: вожделеть ты будешь мужа своего.
k) 3:20 Или: человек.
l) 3:20 Имя «Ева» (Хавва) в евр. созвучно слову «жизнь» (хай).
Мы с вами не будем углубляться в сложные вопросы богословия, нам интересует сам сюжет и логика происходящего. Сказания, возникшие в глубокой древности в иудейской среде, призваны были объяснить противоречие между огромными возможностями человека, его способностями к мышлению, созданию сооружений из камня, творчеству и так далее и его слабостью, смертностью, и главное — объяснить, почему человек то и дело совершает зло.
Итак, мы помним, что в Элеме росло два священных дерева — Древо познания добра и зла и Древо жизни. Конечно, нигде в Книге Бытия мы не найдем описания ни первого, ни второго Древа. То, что на картинах плод первого Древа чаще всего изображали в виде яблока — всего лишь исторически сложившаяся традиция. И далеко не все живописцы изображали плод Древа познания как какой-то конкретный, всем известный фрукт.
Вот перед нами первые люди — они совершенны физически, имею огромный потенциал для развития, но равны ли они создателю? Разумеется, нет. Они помещены в, если можно так выразиться, в тепличные условия: им не надо трудиться, не надо добывать себе пищу — любой плод в Эдеме годится для этого и дает все, что требуется телу человека для жизни. Библия говорит, что человек был наг и не стыдился этого. То есть он не чувствовал себя слабым созданием и, когда встречался с Творцом, не ощущал, насколько он ничтожнее его.
Любое живое существо не рождается на свет полностью сформировавшимся и готовым к самостоятельной жизни. Требуется рост, адаптация, обучение. По сути Адам и Ева жили в своеобразном «детском саду», а Бог, посещая их, беседуя с ними, обучал и развивал своих детей.
Теперь попробуем понять, что же такого ужасного в познании добра и зла. И вообще что такого ужасного сделали первые люди. Часто можно услышать мнения, вроде «вот, был бы Бог добрым, он бы их простил, а он взял и прогнал их из Эдема».
Представь себе маленького ребенка, которому родители запрещают совать какие-нибудь предметы в розетку. Его предупреждают, что это опасно, что будет больно, а, возможно, все закончится еще хуже. Далеко не все дети, побуждаемые любопытством, решают проверить, а точно ли родители говорят правду. Но встречаются те, которые пытаются попробовать.
По сути, нарушив запрет, Адам и Ева сделали хуже только себе. Они растянули время развития человечества на многие тысячелетия и сделали его сопряженным с многочисленными препятствиями. То есть, если бы они проявили послушание, то получили бы в результате оба плода — и познания и вечной жизни.
Возможно, некоторые из вас читали «Хроники Нарнии» замечательного английского писатели Клайва Льюиса. Он написал для взрослых трилогию, состоящую из фантастических романов. Их объединяет главный герой — профессор филологии Рэнсом. Во втором романе силы добра посылают его на Венеру, где только зародилась жизнь и появились тамошние Адам и Ева. Венера предстает перед Рэнсомом как огромный океан, по поверхности которого перемещаются плавающие острова, заполненные прекрасными деревьями и животными. Но в одном месте на планете существует твердая земля, где Адаму и Еве (или Королю и Королеве) запрещено ночевать. Они могут гулять по твердой земле днем, но на ночь должны уходить на любой плавающий остров. Кроме того, Король и Королева еще не встретились, и силы зла отправляют на Венеру нового искусителя, с которым Рэнсому предстоит сразиться и спасти планету и ее обитателей. После череды испытаний Рэнсому удается победить зло. Королева говорит потом ему: «Как только ты увел Злого, — сказала она, — разум мой прояснился. Я хотела остаться на Твердой Земле только потому, что она неподвижна. Там я могла бы решать, где проведу завтрашний день. Я бы уже не плыла по течению, я вырвала бы руку из руки Малельдила (имя Творца на Венере), я сказала бы "не по-Твоему, а по-моему", и своей властью решала бы то, что должно принести нам время. Это все равно, что запасаться плодами на завтра, когда можно найти их утром на дереве и снова за них поблагодарить. Какая же это любовь, какое доверие? Как выбрались бы мы вновь к настоящей любви и вере?»
Наши Адам и Ева не выдержали испытание и были изгнаны из Эдема, то есть им по сути предоставили самостоятельность, которой они добивались. Тем не менее, как мы увидим далее, они не утратили связи с Творцом. Можно сказать, что первых людей поставили в угол, как нашкодивших детей.
С произведениями искусства, созданными на этот сюжет, мы познакомимся в следующей главе.