Грехопадение в искусстве

Body: 

1. Ева из Отена. Начнем мы наше знакомство с рельефа, который украшал когда-то тимпан* боковой двери собора Святого Лазаря – одного из самых известных во Франции. Изначально рядом с расположившейся на притолоке тимпана Евой были изображены Адам и Змий-искуситель. В дни французской революции рассерженные на всякую над собой власть граждане и вовсе посчитали, что лучшее применение религиозным скульптурам и рельефам – использование их в качестве строительных материалов.

Разбив ненавистные статуи, жители растащили каменные осколки по своим дворам. Адам и Змий не найдены до сих пор, а Еву в 1866 году обнаружили в одном из домов Отена, когда владелец решил расширить пространство нижнего этажа для магазина. Горельеф был расколот на две части, на скорую руку выкрашен коричневой краской и повернут лицевой частью внутрь стены.

 

Искусствоведы выделяют три основных закона романской скульптуры: заполненности пространства, контакта и симметрии. Средневековые европейцы испытывали «ужас пустоты». Свои эстетические взгляды они выстроили на одном из самых известных утверждений Аристотеля о том, что природа ее не терпит. Это самая прекрасная иллюстрация адаптации человеческого тела к пространству малой высоты и большой длины. Гениальность скульптора в том, что он создал Еву, украшенную листьями, согласно всем канонам романской скульптуры. Можно провести три часа, разглядывая детали. Например, люди обычно не замечают коготь дьявола. Спрятанный в листве коготь – единственное, что от него осталось.

Участники «столпотворений» на рельефах должны были соприкасаться друг с другом. Об этом гласит так называемый закон контакта. И наконец, согласно третьему закону, было важно расположить фигуры и объекты в пространстве симметрично.

Ева словно находится в разных точках сюжета одновременно. Это похоже на комикс. Вот она левой рукой берет протянутое Змием яблоко. И тут же мы видим, как, касаясь щеки правой, словно нашептывая что-то тайное, она предлагает попробовать запретный плод Адаму. Обычно, чтобы показать человека в момент раздумий, его изображали опершимся рукой о подбородок. Здесь это не так. В сцене, которая предполагает появление двух Ев, скульптор оставляет одну. Мастер играет с нашим воображением. Ведь мы знаем, в какой последовательности Ева была искушена и стала искусительницей сама. Изгибы ее тела и локоны повторяют плавные линии ветвей. С одной стороны, это сходство призвано подчеркнуть порочность Евы. Ведь ее формы напоминают формы дерева, с которого был сорван греховный плод. **

2. Господь Бог укоряет Адама и Еву. Двери епископа Бернварда (Bernwardstüren); Германия. Хильдесхайм; XI в.; местонахождение: Германия. Хильдесхайм. Музей Собор Вознесения Святой Марии***.

Обратите внимание: у ног Евы стоит Змей. Именно стоит! Ведь в книге Бытия сказано, что Бог проклял его и заставил вечно ползать на чреве. Некоторые художники не забывали об этом проклятии, изображая Змея в сцене искушения Евы с лапами.

 

3. Фреска из капеллы Бранкаччи

Капелла Бранкаччи – часовня в церкви Санта-Мария-дель-Кармине во Флоренции, знаменитая своими стенными росписями эпохи раннего Ренессанса.

Фрески Мазаччо в капелле Бранкаччи совершили революцию в европейском изобразительном искусстве и предопределили вектор его развития на несколько столетий вперёд.

В 1367 году Пьеро ди Пьювичезе Бранкаччи приказал возвести в еще строящейся церкви Санта-Мария-дель-Кармине фамильную капеллу. На протяжении четырехсот лет капелла принадлежала роду Бранкаччи.

В 1422 году Бранкаччи сделал заказ росписи капеллы известному мастеру того времени Мазолино да Паникале и пока мало кому известному молодому юноше Мазаччо. Тема для фресок, а именно первородный грех и проповедь святого Петра, была обозначена самим Бранкаччи. Выбор художников оказался столь удачным, что имя Бранкаччи навсегда связали с высшими достижениями в искусстве Италии.

Фреска «Изгнание Адама и Евы из рая» поражает своей силой и остротой чувств, которые вложил в нее Мазаччо. Если Мазолино вписал Адама и Еву с максимальной мягкостью, то у Мазаччо они выражают бесконечное отчаяние: Адам, прикрывший лицо руками, и Ева в рыданиях, с искаженным от крика ртом. На фреске хорошо заметно, какими именно фрагментами велась работа по росписи стены. Отдельно писались фигуры Адама и Евы, а отдельно — остальная треть фрески.

К сожалению, Мазаччо прожил всего 27 лет, но и за такой короткий срок он создал произведения, повлиявшие на последующих художников. Далее мы это увидим.

4. Фреска Микеланджело из Сикстинской капеллы

Мы возвращаемся к росписи потолка Сикстинской капеллы. Следующий после «Сотворения Адама» большой фрагмент представляет собой сразу две сцены — грехопадение и изгнание из рая.

Эта фреска построена на контрасте. Слева первые люди представлены свободными, гордыми существами. Справа — подурневшими, униженными, испуганными. Особенно страшно изменилась Ева.

Границей между двумя половинами фрески является Древо, с обвившимся вокруг него Змеем, которому приданы женоподобные черты. Нередко художники изображали Змея именно так — кто-то таким образом подчеркивал греховность женской природы, а кто-то вспоминал легенду о первой жене Адама — Лилит, ставшей демоном, убивающим детей. Головы Змея и архангела Михаила находятся на одном уровне, они почти зеркалят друг друга, подчеркивая противоположность добра и зла.

Интересно, что в сцене грехопадения Микеланджело словно передает инициативу Адаму — тот сам тянется за плодом, с силой пригибая мощную ветку дерева, тогда как Ева просто принимает плод из рук Змея. Надо сказать, что Микеланджело был довольно сведущ в богословии и понимал, что, если бы Адам не повторил грех жены, история пошла бы совсем иным путем, ведь именно Адам должен был царствовать над всем живым, тогда как Ева была создана как помощница.

 

5. Гуго ван дер Гус «Грехопадение» (левая створка Венского диптиха)

Диптих — это картина из двух частей. Нередко эти картины, написанные на досках, соединяли между собой петлями и получалось то, что на Руси называлось «складень». Такие картины служили маленькими алтарями, которые можно было даже брать с собой в дорогу.

Гуго ван дер Гус — великий фламандский художник 15 века. Фландрия — графство, которое существовало на севере современной Бельгии и так же включало в себя небольшую часть нынешних Нидерландов. Он создал диптих «Грехопадение и спасение человека», который купил для себя император Максимилиан I. Левая створка диптиха изображала грехопадения Адама и Евы, а правая — оплакивание Христа. Таким образом художник обозначал две вехи — нравственное падение людей и искупление их грехов добровольной жертвой Иисуса.

Створки совсем маленькие — примерно 32 на 22 см. Но если мы посмотрим на изображение под сильным увеличением, мы увидим, какой великолепной техникой обладал художник. У Адама и Евы даже видно ресницы. Вообще художники севера Европы отличались такой тщательностью, даже дотошностью в прописывании малейших деталей. Если мы вспомним о принципах средневекового искусства (см. выше), то лишний раз убедимся, что традиция «не терпеть пустоты» сохранялась в этих странах довольно долго, тогда как на юге, в Италии, живописцы уже творили совсем по иным законам.  

Итак, что же мы видим на картине ван дер Гуса? Перед нами Адам, Ева и Змей, который одновременно является и «Лилит», и дьяволом (посмотрите только на его косички наподобие рожек), и зверем, у которого еще целы лапки (почему-то с перепонками, как у лягушки). Конечно, позы героев статичны, они просто застыли в заданных позах, и они так не похожи даже на Адама и Еву Мазаччо, а ведь та фреска написана почти на полвека раньше, чем картина ван гер Гуса, который, конечно, «берет» зрителя пейзажем, тщательной детализацией и мастерством. Тела все еще вытянуты и словно бесплотны, как на раннесредневековых статуях и фресках. Перед Евой растер голубой ирис — это не случайно. Ирис считался цветком Девы Марии, а ведь Бог сказал Еве, что ее потомки смогут попрать змея. Как грех пришел в мир через женщину, так и спасение.

6. Корнелис ван Харлем (Корнелис Корнелиссен) жил в семнадцатом веке в Нидерландах. Откровенно говоря, его картина «Грехопадение» не несет в себе никакой особой идейной нагрузки. В тот период истории художники зачастую воспринимали религиозную живопись просто как средство заработать. На полотне мы видим типичный комикс — слева вдалеке Бог беседует с первыми людьми, справа — их изгоняют из рая, а в центре они должны совершить грех, но они просто стоят себе и позируют. Змей нестрашный и какой-то невыразительный — он человекоподобный, а значит вроде бы призван изображать дьявола. Хорош дьявол — нечего сказать. В картине еще видны символы, которые были понятны тогда всем — справа на дереве сидит сова, которая означает всевидящее око Всевышнего. У ног Адама и Евы ползают слизни и сидят лягушки, намекая на зло, которое вот-вот свершится.

Но вот что мы точно видим, глядя на эту картину, так это то, что Корнелис ван Харлем прекрасно писал животных. Кажется, они его тут интересуют больше, чем люди.

Посмотрите на эту парочку — сколько скорби в глазах обезьяны. В Эдеме по преданию все существа жили в мире, никто никого не ел, царила всеобщая гармония. И вот через секунду эти два приятеля разбегутся в разные стороны, станут шипеть друг на друга, визжать, царапаться и кидаться камешками.

 

7.Тициан — великий художник эпохи Возрождения, но даже у великих живописцев не все картины одинаково равноценны. Да, тут отличная композиция, прекрасно передана анатомия, при этом все достаточно целомудрено, но нет драматизма, разве что Адам явно что-то предчувствует и пытается нерешительным движением руки остановить жену. Ну а Змей… Ему бы больше подошли крылышки Купидона, чем хвост.

 

8. Уильям Блейк. А вот это уже и необычно, и сложно, и наводит на размышления.

Блейк — поэт, художник и гравер рубежа 18 и 19 веков, жил в Англии, упорным трудом зарабатывал себе на жизнь, но в старости неожиданно обрел поклонников в лице молодых представителей нового течения в искусстве — романтизма. С тех пор звезда Блейка никогда не исчезала с небосклона искусства. Чем ближе к нашему времени, тем все больше его творчество интересует публику и исследователей.

Это не живопись маслом — это акварель и к тому же книжная иллюстрация. Блейк создал ее к поэме «Потерянный рай» великого английского поэта Мильтона, жившего в 17 веке.

И все же Блейк по-своему трактует это событие. Древо познания добра и зла — уже не яблоня и даже не какое-то фантастическое тропическое растение, оно всем видом своим будто взывает к людям, что прикасаться к нему нельзя — его ствол словно выплавлен из стали, странные плоды одновременно и красивые, и жуткие. Змей обвил Еву, полностью подчинил ее своей воле и буквально вкладывает ей в уста один из плодов. Адам же стоит, больше поражаясь тому, что творится вокруг — молниям с небес, тьме, чем обращая внимания на катастрофу, которая происходит с его женой.

Итак, мы с вами познакомились с несколькими произведениями искусства, созданными на сюжет грехопадения и изгнания из рая. Переходи в следующей главе истории первых людей. Увы, Адама и Еву впереди ждут еще большие беды. 

 

Примечания:

*В архитектуре по аналогии с музыкальным инструментом — внутреннее поле треугольного фронтона.

**https://www.amuse-a-muse.com/ru/2017/07/%D0%B5%D0%B2%D0%B0-%D0%B8%D0%B7-...

***  https://ruicon.ru/arts-new/find.php