Каин и Авель

Body: 

История Каина и Авеля одновременно и простая, и сложная. Во-первых, в ней отражен конфликт скотоводческих и земледельческих племен. Хотя по истории мы знаем, что появление земледелия стало шагом вперед в развитии человечества, в отрывке из Ветхого Завета именно скотовод Авель является положительным персонажем, но это неудивительно — племена, в недрах которых зародились эти истории, занимались именно разведением скота. Кроме конфликта «экономического» между братьями назревает конфликт идейный, связанный с принесением жертвы Богу. Давайте прочитаем отрывок из «Ветхого Завета».

 

 Бытие 4:1-16

Каин и Авель

1 Познал Адам жену свою, Еву, — она зачала и родила Каина, и сказала: «Обрела я человека, дар от Господа обрела!» 2 Потом родила она Авеля, брата Каина. Авель пас овец, а Каин возделывал землю.

3 Прошло время, и Каин принес Господу плоды земли, 4 а Авель — наилучший дар из первого приплода стада своего. Господь благосклонно посмотрел на Авеля и его жертвоприношение, 5 а на Каина и его жертвоприношение не посмотрел. Каин сильно разгневался, и взор его поник.

6 Тогда сказал Господь Каину: «Отчего ты так сильно разгневался? Отчего поник взор твой? 7 Если намерения твои добры, разве не поднимаешь ты голову? А если недобры, грех притаился у порога. Овладеть тобой он хочет, но ты можешь господствовать над ним».

8 Каин сказал брату своему Авелю: «Выйдем в поле». И как только они вышли в поле, набросился Каин на Авеля, брата своего, и убил его.

9 «Где же Авель, брат твой?» — спросил Господь Каина. «Не знаю, — ответил тот, — разве я сторож моему брату?» 10 И сказал Господь: «Что ты сделал?! Я слышу, как кровь брата твоего вопиет ко Мне от земли! 11 И ныне ты проклят: отвергнут землей, что поглотила кровь брата твоего, твоей рукою пролитую. 12 После этого земля уже не станет приносить богатых урожаев, сколько бы ты ни возделывал ее; будешь изгнанником ты и скитальцем». 13 «Наказание это слишком тяжело для меня, не снести мне его, — сказал Каин Господу, — 14 вот Ты теперь гонишь меня с земли. Я должен скрываться от Тебя, быть изгнанником и скитальцем; и первый встречный может убить меня». 15 Но Господь сказал ему: «Случись такое — всякий, кто убьет Каина, не уйдет от семикратного отмщения». И, чтобы никто, встретившись с Каином, не убил его, дал Господь Каину особый знак Своей защиты. 16 Тогда ушел Каин с того места, где явился ему Господь, и поселился в земле Нод, к востоку от Эдема.

 

Примечания:

a) 4:1 В силу многозначности евр. предлога, переведенного здесь как от, и евр. глагола, переведенного здесь словом обрела, возможны и другие переводы: сотворила я человека, как и Господь (это сделал); обрела я человека с (помощью) Господа; обрела я человека — Господа.

b) 4:4 Букв.: от тука их.

c) 4:7 Или: если делаешь доброе, то не будет ли принята (жертва); букв.: вознесена.

d) 4:7 Друг. возм. пер.: ты должен.

e) 4:8 Так в LXX и в друг. древн. пер.; слова выйдем в поле отсутствуют в масоретском тексте.

f) 4:15 Символическое число «семь» указывает здесь на особую суровость наказания для виновного.

g) 4:15 В слове «знак» можно видеть указание на Божественную защиту в том городе-убежище, который должен был построить Каин, чтобы предотвращать продолжение кровопролития; см. ст. 17.

h) 4:16 Букв.: ушел от лица / присутствия Господня.

i) 4:16 Или: в земле изгнания / скитания.

 

Если мы посмотрим на то, как братья готовят жертву для Творца, мы заметим, что Каин просто принес на жертвенник «плоды», Аведь же выбирал лучших ягнят. Представьте себе, что к имениннику пришли в гости два друга — один тщательно выбирал подарок, старался сделать приятное, а второй или купил то, что первое попалось под руку, или вообще решил передарить ненужную вещь. Конечно, вежливый хозяин одинаково поблагодарит обоих гостей, но что он подумает про себя — это другой вопрос. «А что подумал кролик, мы никогда не узнаем, потому что он был очень воспитанный». Творец все-таки не человек, и он просто принял тот подарок, который был ему приятен.

 

Что почувствовал Каин? Будь он хорошим человеком, он бы, конечно, сначала огорчился, но потому подумал бы: «А что я сделал не так?» Возможно, он бы даже посоветовался с братом. Однако Каин разозлился, разгневался, и взор его поник, то есть он затаил некую недобрую мысль. Но ведь Бог, не приняв жертвы, вовсе не отвернулся от Каина. Он пытается наставить его на путь истинный, предостерегает от упорства во зле. Собственно, голос Бога мы можем себе представить как голос совести. Конечно, Каин не решился бы гневаться на Бога в открытую, поэтому он свой гнев перенес на брата, винит именно Авеля в своей неудаче. «Ага, мой младший братец меня обошел, он решил выслужиться перед Богом, вот я ему устрою за это». Каин не понимает, что причина его неудачи кроется в нем самом.

 

В чем проблема Каина? В том, что он излишне горд и считает себя «пупом земли». Он ведь старший брат, он первый рожденный на земле человек. Грубо говоря, он хочет, чтобы все «плюшки» доставались ему.

 

Что сделал Каин, мы знаем. Вы только представьте себе эту сцену: он ведет брата в поле, а тот идет с ним спокойно, ничего не подозревая: он привык слушаться старшего брата, он его любит. Когда Каин убил брата, Бог, тем не менее, обращается к нему, желая, чтобы у Каина был шанс на раскаяние. Но Каин дерзко отвечает: «Не знаю, разве я сторож моему брату?» Тогда уже у Бога не остается другого выхода, как наказать Каина. И даже когда Бог Каина обличает, тот прежде всего дрожит за свою шкуру, боится, что ему станут мстить.

 

Есть еще один момент, на который стоит обратить внимание. Каина можно считать символом языческого подхода к вере: «Я тебе жертву, а ты мне что-нибудь взамен». Авель же любит Бога, он приносил жертву именно как дар от себя, а не как средство что-то выпросить для себя.

 

Познакомимся с некоторыми произведениями искусства на этот сюжет. Честно говоря, художники и скульпторы не слишком-то его жаловали.

 

В раннем Средневековье, в том числе и на Руси, фрески или мозаики в храмах призваны были служить иллюстрациями к Писанию, доходчиво рассказывали народу о персонажах Священной истории. Мы уже сталкивались с вами с «комиксами» на фресках и картинах.

4eab4cbba4b4c34d56a93ade40ba2256.jpg

Рассмотрим древнерусскую фреску. Она более чем наглядна. Авель изображен с нимбом, как святой. Каин — без нимба. Над головами персонажей написано, кто они такие. Дым от жертвенника каина буквально летит ему в лицо, и Каин отворачивается и пытается заслониться руками. Рядом сцена убийства. Обратите внимания, что Каин одет просто, Авель же — по-прежнему в праздничных одеждах, он как бы приготовлен для вечной жизни.

 

На небольшой пластинке из слоновой кости, выполненной во Франции в одиннадцатом веке тоже представлен, своего рода «комикс». Слева братья приносят жертву — они почти неотличимы друг от друга, и только рука Бога, благословляющая ягненка, обозначает, где тут Авель. Радом Каин душит брата, а следом идет сцена, где Бог взывает к Каину, а тот в ужасе сжался. При всей простоте рельефа художник явно много размышлял над историей братьев. На левой половине мы видим только руку Бога, а на правой — Каин в ужасе узрел его. Посмотрите на жест Творца: он не указывает на Каина гневно пальцем, а протягивает ему ладонь — будто одновременно пытается вернуть его себе и взывает: «Посмотри, что ты натворил!» Каин же жестом левой руки будто отвергает помощь Бога. Его фигура почти прижата к «рамке», словно он сам пытается скрыться, сбежать подальше.

57ab34d77ca0f265eca8913273360eb5.jpg

 

Гюстав Доре, французский художник-гравер, прославился иллюстрациями ко многим выдающимся произведениями мировой литературы. Не обошел он вниманием и Священное писание. Первое, что привлекает нас в его произведениях, - это несомненное мастерство, с которыми они выполнены. Сцена решена художником очень драматично, использует он и символы - слева от Каина мы видим змею, намекающую на то, что грех Каина - это продолжение первородного греха. 

cf95e2406dbc78aca9983f9d58870568.jpg

 

Несомненно, некоторые художники обращались к религиозным сюжетам прежде всего потому, что их попросту заказывали для церквей и монастырей. Живописец находил в библейских историях хороший повод продемострировать свои умения. Вот, например, картина итальянского художника эпохи Возрождение Тициана прямо "кричит" о том, как замечательно автор знает анатомию и перспективу, как он ловко строит сложные ракурсы. Но при этом Тициан допускает ошибку, изображая сцену убийства рядом с жертвенниками.

1f51eb59aad64ed5182389eafd574a23.jpg

 

Скульпторы тоже обращались к одному из самых драматичных эпизодов Библии.

Итальянский скульптор 19 века Джованни Дюпре создал парную композицию. Однако сначала он изваял фигуру убитого Авеля, а потом добавил изображение Каина. Мраморные экземпляры этих скульптыр находятся в Санкт-Петербурге, в Эрмитаже. 

дюпреLjjGVZLz02MWOA IMAGE 1

 

Итальянский живописец 17 века Пьетро Новелли написал две картины на сюжет о Каине и Авеле. На первой изображена сцена убийства, на второй - бегство Каина. 

новеллиновелли1