Я. Полонский "Посмотри — какая мгла..."

Body: 

* * *

Посмотри — какая мгла

В глубине долин легла!

Под её прозрачной дымкой

В сонном сумраке ракит        

Тускло озеро блестит.

Бледный месяц невидимкой,

В тесном сонме сизых туч,

Без приюта в небе ходит

И, сквозя, на всё наводит

Фосфорический свой луч.

<1844>

 

Перед нами стихотворение Якова Петровича Полонского.

Для начала давайте выполним основные действия по анализу данного произведения.

ТЕМА

Определённо, это тема природы. Описание ночи.

РАЗМЕР

Четырёхстопный хорей

СТРОФИКА, РИФМОВКА

Поэт не делит стихотворение на строфы, хотя мы и можем выделить условные две части — описание озера, описание месяца. Противопоставление низа и верха.

аавссвdeed. Всего две женские рифмы (дымкой-невидимкой). Вторая женская рифма помогает нам плавно перейти к описанию месяца, не даёт сделать паузу после первых пяти строчек.

 

Работа с лексикой

Возможно, некоторые слова потребуют отдельной расшифровки.

Давайте выясним, что они означают.

Ракита — вы часто встречаете в стихах это название. Многие думают, что это какое-то особое, неизвестное нам дерево. Но это всего лишь одно из названий всем знакомой ивы. Вы удивитесь, но верба — это тоже род ивы.

Сонм — собрание, множество чего-либо.

Сизый — тёмно-серый цвет с синеватым отливом. Всем знакомые городские голуби именно сизого цвета.

Фосфорический — светящийся мерцающим белым цветом, подобно фосфору.

 

Лирический герой и его месторасположение

Внимательно перечитаем стихотворение. Мы замечаем, что лирический герой находится как бы на возвышении. Он может видеть и долины внизу, и небо над головой. Ветви деревьев не заслоняют от него месяц.

3abf6f20129643b414cfcfee90d93571.jpg

Перед вами картина немецкого художника-романтика Каспара Фридриха «Двое мужчин, смотрящие на луну». Есть у него и похожий вариант пейзажа с двумя персонажами.

 

b58322aa419ea4cd3010eb68a660eee5.jpg

Как вы думаете, почему эти две картины близки к стихотворению Полонского?

— Герои находятся на возвышении

— Это ночной пейзаж

— Лирический герой в стихотворении обращается к кому-то с призывом «Посмотри».

Итак, мы можем представить себя рядом с лирическим героем, который как бы обращается к нам. То есть он не просто рассматривает ночной пейзаж, а хочет передать нам свои впечатления.

Конечно, один и тот же пейзаж в восприятии разных людей будет оценён по-разному. Следовательно, художественно-выразительные средства, которые использует поэт, служат для передачи впечатления именно этого конкретного лирического героя.

 

Обратимся сначала к глаголам.

Легла, блестит, ходит, наводит — мы видим, что глаголы выбраны нейтральные. Правда, три из них (легла, ходит, наводит) являются основой для олицетворений. Но «мгла легла», «месяц ходит» — это практически общеязыковые олицетворения. И только «наводит луч» — авторская.

Если глаголы и олицетворения не несут в себе особого смысла, мы обращаем внимания на другие тропы и начинаем и эпитетов.

Прозрачный дымка, сонный сумрак, тускло блестит, бледный месяц, тесный сонм, сизые тучи, фосфорический луч. Мы также можем отнести к эпитетам и «без приюта ходит», так как можно заменить на «бесприютно ходит», и мы получим обычный эпитет, выраженный наречием.

Как мы видим, эпитетов в тексте довольно много. Более того, когда мы увидим их в последовательности, мы заметим, что эпитеты создают настроение стихотворения.

— Какое оно?

— Какими словами можно описать настроение стихотворения?

Если бы мы писали пейзаж по мотивам этого стихотворения, то выбрали бы вполне определенные цвета. Здесь преобладают серые, белые оттенки, мы бы использовали в качестве контраста черный цвет. Наш пейзаж был бы таинственным, немного тревожным, и вряд ли бы мы, подобно Фридриху, поместили бы в него людей — все наше внимание сосредоточенно именно на озере в долине, окруженном ракитами, и не тучах в небе, слегка подсвеченных месяцем.

Это стихотворение не несет в себе особого философского смысла, как, например, стихи Тютчева. Полонский хочет передать впечатление от пейзажа, оставить на бумаге, будто на полотне, мгновенно запечатленный образ. В этом смысле, его стихотворение очень близко к направлению, которое в то время как раз зарождалось в искусстве — к импрессионизму (от французского слова, означающего «впечатление»).