Анализ стихотворения Пушкина "Анчар"

Body: 

Вольнолюбивая лирика.

Стихотворение «Анчар»

 

В конце жизни А. С. Пушкин писал в стихотворении «Памятник»

 

И долго буду тем любезен я народу,

Что чувства добрые я лирой пробуждал,

Что в свой жестокий век прославил я свободу

И милость к падшим призывал.

 

Свобода была для Пушкина одной из главных и безусловных ценностей, доступных человеку с рождения. И он не уставал утверждать с свое поэзии это право.

- Как вы понимаете, что такое свобода?

- Каким словом вы обозначите состояние, противоположное свободе?

- Какие чувства, по-вашему, должен испытывать раб?

Анализ текста.

В пустыне чахлой и скупой,

На почве, зноем раскаленной,

Анчар, как грозный часовой,

Стоит - один во всей вселенной.

 

Природа жаждущих степей

Его в день гнева породила,

И зелень мертвую ветвей

И корни ядом напоила.

 

Яд каплет сквозь его кору,

К полудню растопясь от зною,

И застывает ввечеру

Густой прозрачною смолою.

 

К нему и птица не летит

И тигр нейдет - лишь вихорь черный

На древо смерти набежит

И мчится прочь уже тлетворный.

 

И если туча оросит,

Блуждая, лист его дремучий,

С его ветвей уж ядовит

Стекает дождь в песок горючий.

 

Но человека человек

Послал к анчару властным взглядом,

И тот послушно в путь потек

И к утру возвратился с ядом.

 

Принес он смертную смолу

Да ветвь с увядшими листами,

И пот по бледному челу

Струился хладными ручьями;

 

Принес - и ослабел и лег

Под сводом шалаша на лыки,

И умер бедный раб у ног

Непобедимого владыки.

 

А князь тем ядом напитал

Свои послушливые стрелы,

И с ними гибель разослал

К соседям в чуждые пределы.

 

1.      К какому жанру мы отнесём это стихотворение?

2.      Почему описание анчара занимает больше половины этой баллады?

3.      Почему герои названы в 6 строфе не «господин» и «раб», а «человек». «Но человека человек послал к анчару властным взглядом».

4.      Кто вызывает большее недоумение у поэта ? господин или раб?

5.      Какими языковыми средствами подчёркивается покорность раба?

(«послушно  в путь потек», повторения союзов И)

6.      Замените «бедный» на «верный». Что изменится? Какое ещё значение имеет слово бедный?

7.      Почему баллада не оканчивается 8-й строфой?

8.      Во что вылилась покорность раба?

9.      Рассмотрим иллюстрацию Кочергина. Опишите персонажей, как художник передаёт их характер?

Можно послушать хор Аренского «Анчар».

- Как музыка иллюстрирует стихотворные строки и передаёт настроение произведения?