Музыка Древнего Египта

282c5457f1f276fbd4a527154acef20f.png

Сфинксы и пирамиды — вот первое, что вспоминает обычно каждый, когда речь заходит о Древнем Египте. Между тем в период расцвета этой крупнейшей цивилизации древнего мира поэзия и музыка были не менее популярными видами искусства, чем архитектура и скульптура. Есть все основания полагать, что и в этих областях египтяне достигли вершин под стать вершинам их пирамид. 
Так, оказывается, что у Пушкина, написавшего под впечатлением оды римского поэта Горация знаменитые пророческие стихи «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...», был и гораздо более древний предшественник. Еще в XIII веке до н. э. безвестный египетский писец вывел на свитке папируса строки, рожденные, возможно, за несколько столетий до него и предвосхищающие мысли и Горация, и Пушкина: 

Мудрые писцы...

Они не строили себе пирамид из меди

И надгробий из бронзы.

Не оставляли после себя наследников,

Детей, сохранивших их имена.

Но они оставили свое наследство в писаниях,

В поучениях, сделанных ими...

Десятки веков, прошедших со времени существования Древнего Египта, по-своему осветили достижения искусства той далекой эпохи. Мы можем сегодня воочию восхищаться памятниками архитектуры египтян. По сохранившимся рисункам и скульптурам известно об их изобразительном искусстве. Сложнее обстоит дело с древнеегипетской музыкой, история не сохранила ее образцов. И мы, возможно, ничего не знали бы о ней, если бы не дошедшие до нас произведения других искусств. Настенные изображения в гробницах, бесценные строки литературных сочинений помогают нам представить многие интереснейшие подробности музыкальной жизни Древнего Египта, воссоздать картины музыкального быта этой страны. 

...За длинным широким столом, уставленным разнообразными угощениями, собрались все и хозяин дома, и его многочисленные гости. Однако к еде никто не притрагивается. Но вот по знаку хозяина в просторную залу один за другим входят музыканты и выстраиваются вокруг стола. Их около ста. Следует еще один знак, и помещение оглашается звуками музыки. Трапеза начинается... 

Такую сцену можно было наблюдать в Древнем Египте в доме богатого вельможи.

Нечто подобное мы и видим на великолепно сохранившейся фреске гробницы в эль-Марна. Перед нами открывается картина, на которой видны и фараон, и его окружение. Она поражает множеством изображенных музыкальных инструментов, среди которых едва ли не самое почетное место занимают столь любимые египтянами арфы.

Впервые иероглиф, обозначающий слово «арфист», встречается в захоронении, относящемся к 4-й династии Древнего царства. Сами арфы, изображенные на рисунках этого периода, еще ничем почти не отличаются от простого лука. Совершенно иным инструмент стал во времена 12-й династии. На одной из фресок, созданной в этот период, запечатлена такая сцена: мать, кормящая грудью ребенка, слушает стоящего рядом на коленях певца, которому аккомпанирует арфист. Его инструмент уже напоминает современную арфу. Но поистине «царским» этот инструмент стал в период правления основателя 20-й династии Рамзеса III. Арфу начинают отделывать тонкой резьбой, золотом, черепаховой костью. Подножие инструмента украшается символическими фигурами сфинксов, зверей, головами богов и богинь.

b30ec871943476605a7b8ba640cccdbd.jpg Разумеется, были в Древнем Египте и другие разнообразные инструменты. Мы специально остановились столь подробно именно на арфе, поскольку в истории этого инструмента можно увидеть отражение важнейших страниц древнеегипетской истории.

Интересным в этом отношении свидетельством является документ, относящийся к крупнейшему событию периода Нового царства — восстанию крестьян и рабов (примерно 1570 год до н. э.). «Тот, кто не знал даже тростниковой флейты,— пишет очевидец,— теперь стал владельцем арфы. Тот, кто прежде пел не для себя, восхваляет теперь богиню Мерт». Последняя фраза, возможно, станет более понятной, если мы вспомним, что Египет был первой страной, где существовало и весьма почиталось сословие профессиональных музыкантов (кто «пел не для себя»). 

Нетрудно также сделать вывод, что до восстания занятие музыкальным искусством было доступно, помимо профессионалов, лишь вельможам и жрецам. После восстания, по-видимому, произошла широкая демократизация музыкального искусства. Игра на арфе перестает быть привилегией власть имущих.

Меняется и характер изображаемых музыкальных сцен. На фресках, относящихся к тому времени, все чаще появляются теперь танцевальные эпизоды. Причем в движениях танцующих угадывается большая динамика и свобода. Иной видимо, более эмоциональной, выразительной, ритмически сложной становится музыка.

Подчеркнуто ритмическое начало этой новой музыки подтверждается и появлением на этих изображениях новых музыкальных инструментов, главным образом духовых и ударных. Тут и различные типы барабанов, и столь популярный среди египтян систр, под аккомпанемент которого часто исполнялись стихи. 

Впрочем, для аккомпанирования использовалась всякая инструментальная музыка. В сопровождении арф, флейт, тимпанов, лютней пелись гимны и песни, исполнялись стихи и танцы. Так было в Древнем Египте и повсюду в древнем мире: аккомпанемент считался наиглавнейшим назначением музыки.

 
Современная египетская мелодия исполняется на реконструкции древнеегипетской лиры.

 

РАЗВИТИЕ МУЗЫКИ В ДРЕВНЕМ ЕГИПТЕ

 

ревнеегипетские тексты - первый письменный и, пожалуй, наиболее важный источник наших представлений о музыке и музыкантах той эпохи. К этому роду источников непосредственно примыкают изображения музыкантов, сцен музицирования и отдельных инструментов - изображения, которыми так богаты гробницы фараонов и номархов; произведения мелкой пластики; папирусы. Из них мы получаем представление и об инструментах, и о среде, в которой был распространен тот или иной из них. Огромное значение имеют данные археологии. Классификация, обмер и детальное обследование находимых инструментов могут раскрыть и характер самой музыки. Наконец, мы располагаем сведениями древнегреческих и римских писателей, оставивших описание быта, нравов и обрядов египтян.

Как свидетельствует анализ барельефов гробниц, папирусов и пр., музыке отводилось значительное место в повседневной жизни как знати, так и низших слоев населения Древнего Египта. В гробницах фараонов встречаются изображения арфистов, лютнистов, флейтистов, певцов, которые, по представлениям египтян, должны были развлекать и увеселять своего господина в потустороннем мире. Одно из таких изображений находится в гробнице лица эпохи V династии: двое мужчин хлопают в ладоши, аккомпанируя пяти танцовщицам с поднятыми над головой руками; в верхнем ряду изображен мужской инструментальный ансамбль: флейта, кларнет и арфа. Перед флейтистом и кларнетистом певцы, показывающие повышение и понижение высоты звуков при помощи так называемой хейрономической руки. Обращает на себя внимание, что перед арфистом их двое.

Объяснить это можно, вероятно, следующим образом: арфа - единственный из изображенных там инструментов, на котором можно исполнять аккорды. Поэтому для указания высоты нескольких звуков, бравшихся одновременно, необходимо было два либо несколько "дирижеров".

Изображения, аналогичные описанному, встречаются довольно часто. Некоторых музыкантов мы знаем даже по именам. Так, первым известным нам музыкантом Древнего Египта был Кафу-анх - "певец, флейтист и администратор музыкальной жизни при дворе фараонов" (конец IV - начало V династии). Отдельные музыканты уже в тот далекий период заслужили своим искусством и мастерством большую славу и уважение. Кафу-анх был удостоен того, что фараон Усеркаф, первый представитель V династии, поставил ему памятник рядом со своей пирамидой. К более позднему периоду (правление Пиопи I или Меренра II) относятся имена флейтиста Сен-анх-вера, арфистов Кахифа и Дуатенеба. От V династии сохранились сведения о большом роде музыкантов Снефру-ноферов, четыре представителя которого несли службу при дворе фараонов.

Анализируя древнеегипетскую музыкальную культуру по сохранившимся о ней сведениям, обращаешь внимание на противоречие между массой изображений музыкантов, что свидетельствует о значительном распространении музыки в различных социальных слоях древнеегипетского общества, и почти полным отсутствием источников, характеризующих систему нотной записи. Объясняется это, по-видимому, мистическим табу, наложенным на запись обрядовой музыки, хотя и удалось обнаружить в текстах Среднего и Нового царств некоторые знаки, имеющие отношение к фиксации музыки.

В течение всей истории Древнего Египта музыка сопровождала культовые обряды. Более того, пение и игра на арфе и лютне вообще входили в обязанности жрецов. Среди служителей культа - музыкантов были не только египтяне, но и чужеземцы. Кахунский иератический папирус8 содержит сведения об участии танцоров-чужеземцев в храмовых празднествах. Сохранились изображения танцовщиков-негров. Пластика эпохи Среднего царства дает примеры изображения танцовщиц и музыкантш, чьи тела украшены татуировкой. Советские специалисты И. А. Лапис и М. Э. Матье, описывая одну из статуэток женщины, хранящуюся в Эрмитаже, отмечают: "Наличие татуировки в статуэтках - сравнительно редкое явление. Наиболее близкой аналогией может служить татуировка на ногах фаянсовой статуэтки нагой танцовщицы из гробницы лучника Неферхотепа (XI династия, XXI в. до н. э.), найденной в Фивах, в Дейр эль-Бахри; здесь татуировка состоит из таких же ромбов, по три на каждой ноге, спереди и сзади. Такая же татуировка ромбами имеется не только на ногах, но и на теле фаянсовой статуэтки нагой молодой женщины... Известно, что танцовщицы, музыкантши, второстепенные обитательницы гаремов часто украшали татуировкой свои тела, особенно руки и ноги. Татуировка, полностью схожая с изображенной на нашей статуэтке и на статуэтке из гробницы Неферхотепа, обнаружена на коже мумий танцовщиц из гарема Ментухотепа. Позднее, в Новом царстве, появляется более сложная татуировка - в виде фигурок бога веселья Бэса".

Если первоначально культовые занятия музыкой были привилегией жрецов, а профессиональные занятия ею оставались еще очень долгое время под их контролем, то "домашнее", обычное музицирование скоро демократизировалось. В эпоху Среднего царства музыканты были запечатлены на барельефах гробниц трудового населения: мы видим их и в числе "mrjjt" (этот термин охватывает вообще все трудоспособное население Египта), и в числе хана-анеян - соседей египтян, которых ввозили в качестве рабочей силы, и среди населения Нубийской пустыни. К концу Среднего царства наметились значительные социальные изменения, отразившиеся и на формах музицирования. В папирусе Ипусера этот реакционный вельможа не без досады отмечает:

"Тот, который не знал даже лиры, теперь стал владельцем арфы. Тот, который даже для себя не пел, он восхваляет теперь богиню Мерт...".

Каков же был музыкальный инструментарий Древнего Египта? Три инструмента боролись за главенствующую роль - арфа, флейта, лютня. Наиболее раннее изображение арфы мы встречаем в эпоху IV династии на барельефе гробницы Дебхен в некрополе Гизы. Первоначально это были так называемые дуговые арфы, древнейшим прототипом которых, по мнению многих ученых, являлся лук. Безусловно, дуговые арфы существовали в Египте задолго до IV династии, так как на упомянутом барельефе мы видим инструменты достаточно совершенной формы. Начиная с этого времени, можно встретить огромное количество изображений сначала дуговых арф, а затем и более сложных - угловых. Однако этот богатый изобразительный материал по-разному трактуется специалистами, что дало основание признать: "Из всех струнных инструментов нет ни одного, внешний вид которого был бы известен лучше, а история возникновения - хуже". Можно ли считать, что изображения арфы и музыкантов, играющих на этом инструменте, достоверны? Ведь так много вариантности и в формах самих инструментов, и в манере держать их, и в расположении рук на струнах, и в позах арфистов! На эти вопросы даются разные, порой взаимоисключающие ответы. А. Мачинский, произведший обмер инструментов и струн, изображенных на древнеегипетских барельефах, во-первых, доказал, что эти изображения достаточно точны, так как дают разумные соотношения длин струн, и, во-вторых, сумел установить, что строй музыки в эпоху Древнего царства основывался на целых тонах, позднее же - на полутонах.

У нас нет возможности анализировать здесь все имеющиеся изображения древнеегипетских арф - дуговых и угловых, маленьких инструментов или инструментов больших размеров (например, такого, который мы находим на изображении служителя культа Тота в гробнице Рамсеса III, XX династия). Можно лишь согласиться с утверждением, что та "тысяча комбинаций", в которой некоторые ученые не усматривают ни одной правдоподобной, как раз и есть достоверное свидетельство разнообразнейшего арсенала средств, применявшихся древними музыкантами при игре.

Если изображения арф на протяжении всей истории Древнего Египта поражают разнообразием форм инструментов и способов игры на них, то при анализе изображений флейт мы сталкиваемся с противоположным фактом - удивительным постоянством вида этого инструмента. Достаточно сравнить изображение флейтиста в упомянутой гробнице, относящееся к периоду V династии, - одно из самых ранних изображений флейты, дошедшее до нас, с музыкальной сценой из гробницы Патенемхеба в том же некрополе, где среди прочих музыкантов есть и флейтист. Это изображение относится к XVIII династии, периоду царствования Аменхотепа IV (Эхнатона). Флейты, которые мы видим на сохранившихся барельефах,- очень простой формы: полая трость, открытая с обоих концов. При игре на ней флейтист закрывал дальний конец ладонью: очень важная особенность, ибо этот факт несколько приподнимает завесу над характером самой музыки.

Поскольку инструменты были приблизительно в метр длиной, а для манипуляции с открытыми отверстиями на стволе оставалась только одна рука (в отличие от современных флейт, на которых играют обеими руками), то закрывать можно было лишь соседние отверстия и, следовательно, воспроизводить мелодию плавно, без скачков.

Лютня древнеегипетским музыкантам стала известна позднее арфы и флейты. Некоторые историки связывают ее появление с усилившимся в период XVIII династии влиянием азиатской культуру (в связи с завоеваниями египтян). Однако в заимствованных инструментах египтяне многое изменили. Особенностью древнеегипетской лютни являлось то, что играли на ней при помощи плектра - маленькой пластинки, которую держали большим и указательным пальцами правой руки. Плектр висел на шнурке, прикрепленном к грифу инструмента. Эти детали хорошо просматриваются на сохранившихся изображениях лютнистов. Данная особенность древнеегипетской лютни также проливает свет на стиль музыки, которую на ней могли исполнять: звучание такой лютни больше походило, видимо, на звучание современной балалайки или домры (также плекторных инструментов), нежели на звучание лютни, распространенной в Западной Европе эпохи Возрождения и барокко.

Даже самые ранние изображения египетских музыкантов показывают, что исполнители на различных инструментах, а также певцы и танцоры группировались в разнообразные по составу ансамбли. Более того, ансамблевое музицирование занимало господствующее место на протяжении всей истории Древнего Египта, тогда как изображение солистов - редкое явление (их можно встретить главным образом среди арфистов - служителей культа). В Древнем царстве преобладали ансамбли, состоявшие из нескольких арф, флейт и кифар (кифара - струнный щипковый музыкальный инструмент, родственный лире), которые аккомпанировали певцам и танцорам. Со временем состав исполнителей изменялся. В ансамблях увеличивается значение ударных инструментов - барабанов, бубнов, трещоток, а также значение исполнителей, хлопающих в ладоши. Геродот так описывал один из религиозных обрядов, сопровождавшийся шумной музыкой:

"Когда египтяне едут в город Бубастис, то делают вот что. Плывут туда женщины и мужчины совместно, причем на каждой барке много тех и других. У некоторых женщин в руках трещотки, которыми они гремят. Иные мужчины весь путь играют на флейтах. Остальные же женщины и мужчины поют и хлопают в ладоши. Когда они подъезжают к какому-нибудь городу, то пристают к берегу и делают вот что. Одни женщины продолжают трещать в трещотки, как я сказал, другие же вызывают женщин этого города и издеваются над ними, третьи пляшут... Это они делают в каждом приречном городе...".

Анализ изображений таких ансамблей позднего периода истории Древнего Египта (например, рельефа в одной из гробниц некрополя в Саккаре, относящегося к XXI династии) заставляет согласиться с утверждением, что "музыка стала ярче, шумнее и резче. Кажется, что самый "темп жизни" ускорился: танцовщицы и певцы движутся быстрее, с большим подъемом и страстностью. Должно быть, музыка стала более подстегивающей и пьянящей".

У древнегреческих и римских авторов мы находим ряд высказываний об эволюции тогдашней музыки в целом. Характерной особенностью большинства свидетельств является подчеркивание консервативного характера древнеегипетской музыки, незыблемости ее традиций. Геродот писал: "Придерживаясь своих местных отеческих напевов, египтяне не перенимают иноземных. Среди других достопримечательных обычаев есть у них обычай исполнять одну песнь Лина, которую поют также в Финикии, на Кипре и в других местах. Хотя у разных народов она называется по-разному, но это как раз та же самая песнь, которую исполняют и в Элладе и называют Лином. Поэтому среди многого другого, что поражает в Египте, особенно удивляет меня: откуда у них эта песнь Лина? Очевидно, они пели ее с давних пор". Это сообщение важно и в том отношении, что является доказательствам заимствований древними греками элементов египетской музыкальной культуры. У Платона интересующие нас сведения содержатся во второй книге "Законов": "Искони, видно, было признано египтянами то положение, которое мы сейчас высказали: в государствах у молодых людей должно войти в привычку занятие прекрасными телодвижениями и прекрасными песнями. Установив, что прекрасно, египтяне объявили об этом на священных празднествах и никому - ни живописцам, ни другому кому-то, кто создает всевозможные изображения, ни вообще тем, кто занят мусическими искусствами, не дозволено было вводить новшества и измышлять что-либо иное, не отечественное. Не допускается это и теперь".

Приведенные сведения относятся к самому концу Нового царства. Последовавшая затем эпоха Позднего Египта и греко-римского господства привнесла много новых веяний и в египетскую музыку.

2. МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ СИСТР

815f50f3d3fd97d8342ef0ac3a260042.jpg

 

Пожалуй, один из самых известных египетских инструментов. Состоял из металлической пластины в форме продолговатой подковы или скобы, к более узкой части которой прикреплена ручка. Сквозь небольшие отверстия, сделанные по бокам этой подковы, продевались металлические прутья разной величины, концы которых загибались крючком. Надетые на крючки металлических стержней тарелочки или колокольчики звякали или бряцали при встряхивании

Систр использовался в религиозных процессиях и имел символическое значение. Он считался даром Хатор.

Из Древнего Египта попал в Шумер, Древний Рим, Древнюю Грецию. До начала XX века встречался в Египте и Абиссинии. Как культовый инструмент сохранялся в ритуалах эфиопской церкви. Нечасто используется в симфоническом оркестре (например, в опере «Севильский цирюльник»).

3. ВОСКРЕШЕНИЕ ЕГИПЕТСКОЙ МУЗЫКИ В НАШИ ДНИ

Музыка – субстанция очень эфемерная, если не записать, тут же улетучится. Но как же записать музыку, которая отзвучала много тысяч лет назад? Например, в Древнем Египте. Египтяне не знали нотной записи, а мы в свою очередь, очень приблизительно представляем себе, как могли звучать слова песен по-древнеегипетски. Получается, что у нас есть только более или менее сохранившиеся музыкальные инструменты, их изображения, а еще – свидетельства очевидцев и несколько текстов, напоминающих песни. И вот из такого набора испанский музыковед Рафаэль Перес Арройо на свой страх и риск пытается воссоздать древнеегипетскую музыку.

Рафаэль Перес Арройо родился в Мадриде. В 1983 году закончил Мадридскую королевскую консерваторию по специальности «Музыковедение и дирижирование». Обучался дирижированию в Мюнхене и Вене. Автор многих статей, посвященных средневековым испанским музыкальным инструментам. Особого внимания заслуживают его работы об арфах эпохи Возрождения. Принимал участие в проекте «История испанской музыки».

С 1992 года занимается изучением древнеегипетской музыки. Первый этап исследований завершила публикация книги «Музыка в эпоху Пирамид», написанной с соавторстве с Сирой Бонет. В 2002 году книга получила гран-при испанского Министерства образования, науки и спорта как лучшее научное издание. Отзывы специалистов на эту книгу также были отличными.

Рафаэль Перрес Арройо - исследователь древнеегипетской музыки

С 1999 года Рафаэль Перес Арройо – директор Центра Египетских исследований, занимающегося изучением древнеегипетской музыки.

Первая часть книги о древнеегипетской музыке посвящена Додинастическому периоду (около 4 тыс. лет до н.э.) и Древнему Царству (ок. 2700 – 2150 гг. до н.э.) Получается, что храбрый испанец не искал легкого пути в музыке – от этих времен практически не сохранилось письменных источников, более того – в Додинастический период и письменности-то не было. Тем более интересно, что же у него получилось.

Идти пришлось издалека, собирая известные факты по крупицам. В музеях Египта, в частности, в Египетском Музее Каира хранится некоторое количество древних музыкальных инструментов. Арройо использовал их как образцы, пытаясь по древнеегипетским рисункам воссоздать те инструменты, которые не были обнаружены археологами.

Но мало знать устройство музыкальных инструментов и принципы игры на них, надо еще знать песни. А в случае с древнеегипетским языком это отнюдь не так просто, даже если у нас есть текст, записанный иероглифами. Дело в том, что египетское письмо было консонантным, т.е. передавало только согласные звуки. Это довольно удобно для языков семитской группы. Но эта же особенность очень мешает восстанавливать мотивы древнеегипетских песен. Для того чтобы продвинуться в решении этой проблемы Арройо и его соавторам пришлось заниматься максимально точной фонетической реконструкцией древнеегипетского языка. А в тех случаях, когда филологические методы не помогали, приходилось полагаться на аналогии – например, традиции эфиопского литургического пения. В итоге, изучив по возможности, особенности исполнения древнеегипетской музыки, Арройо вернулся к текстам на древнем египетском языке. Взглянув на древнейшие письменные источники новым взглядом, он увидел, что среди Текстов Пирамид (т.е. тех текстов, которые покрывали изнутри несколько малых пирамид, например, пирамду Унаса в Саккаре. В больших пирамидах на стенах текстов нет) встречаются и религиозные песнопения. Всего он выделил около 30 текстов песен.

А 30 песен – это уже неплохой репертуар для ансамбля. Так что дело стало только за музыкантами. Вскоре у Арройо нашелся сподвижник в Египте – профессор Хайри Ибрагим Иль Мальт, композитор и преподаватель Каирской Академии Искусств. Он вдохновил своих студентов на воссоздание древнеегипетской музыки. В одном интервью профессор Хайри сказал, что пришел к этой мысли, когда его самолет заходил на посадку в аэропорту Луксора. Собранный из его студентов ансамбля назвали именем богини любви, радости и музыки Хатор. И теперь любой желающий может услышать максимально аутентичную египетскую музыку, исполняемую на аутентичных инструментах, для этого достаточно только зайти на youtube. Конечно же, мы никогда не сможем узнать, насколько эта музыка подобна той, что звучала во времена фараонов.

Впрочем, самые дотошные могут попробовать еще и такой способ «прямого приобщения» к древнеегипетской музыкальной культуре. Жители Луксора верят, что в апреле, во время дня рождения царицы Хатшепсут, в окрестностях Луксорского храма можно услышать звуки музыки и пение.

Прислушайтесь, кто знает, может быть именно Вам суждено разгадать секрет древнеегипетской музыки.