Музыка в Древней Греции

decdce98ae7168fd994542e40e253eb6.jpg

Музыка древних греков дошла до нас в немногих образцах. Более многочисленные сведения сохранились о греческой музыкальной теории и музыкальной эстетике. О древнегреческой музыке рассказывают мифы (об Аполлоне, Орфее и др.), литература. В центре музыкально-эстетических воззрений греков – понятие об этосе. Этос – в древнегреческой музыкальной эстетике понятие о морально-воспитательной и общественно-организующей функции музыки. Греки устанавливали непосредственную связь между музыкальными образами и душевными состояниями и, исходя из этого, определяли выбор тех или иных музыкальных ладов, ритмов, музыкальных инструментов и т.п. Среди теоретиков были различные направления - каноники и гармоники, соответственно, последователи музыкально-теоретического учения и, т.е.математического (теория Пифагора) или слухового (теория Аристоксена) восприятия музыки.

Терминология, установленная в Древней Греции, - «музыка», «мелодия», «ритм», «гамма» и т. д. – до сих пор употребляется в музыкальной практике. Греки разработали учение о мелодии (мелопея, буквально – песнетворчество, в современном музыкознании соответствует термину «мелодика»), ритме, ладах. Основа древнегреческих ладов – тетрахорд, четырехступенный звукоряд (в пределах кварты). Помимо диатоники, греки знали хроматизм, энгармонизм. Лад, попевки, ритмы и т. п. объединялись понятием «ном» (в переводе с греческого буквально «закон» - в древнегреческой музыке напев, служащий прообразом для других мелодий). Метроритмическое строение музыки в большей мере зависело от стихосложения, основанного на различном соотношении кратких и долгих слогов (трохей, ямб, дактиль, анапест и т. д.). Звуки обозначались греческими и финикийскими буквами.

Первоначально в значительной степени связанная с культом (дифирамбы в честь Диониса, пеаны, посвященные Аполлону), Древнегреческая музыка постепенно приобрела самостоятельное значение. Вся поэтическая лирика греков пелась (хоровой унисон и сольное исполнение). В трагедиях и комедиях греков звучала музыка (хор, хоровой танец, позднее вокальное соло и дуэт). Греческие поэты и драматурги были и певцами, музыкантами, композиторами (Алкей, Анакреонт, Арион, Пиндар, Сапфо, Тиртей, Эсхил, Софокл, Еврипид и др.). Певцами были и исполнители эпических песен (аэды, рапсоды). Древнегреческая лира – эмблема музыки.

Музыка занимала большое место в общественной жизни греков. Обучение музыке вошло в систему воспитания детей, пение и игра на инструментах стали составной частью гимнастических и художественных (т. н. мусических) состязаний. Около 6-5 вв. до н. э. начала развиваться инструментальная музыка. Известны имена древнегреческих музыкантов: Терпандр, Сакад из Аргоса, Тимофей из Милета и др. Существовали союзы певцов и танцоров. В эллинистический период получили распространение оркестры.

Те же инструменты, которые были известны грекам уже в гомеровское время и которые они заимствовали у фригийцев и лидян, остались у них до позднейшего времени, но устройство их постепенно усложнялось. Усовершенствование инструментов началось вместе с развитием национальной греческой музыки, т.е. около VII в. до н. э., но не у всех эллинских племен и не для всех инструментов. Напротив, каждое племя усовершенствовало тот инструмент, который ему нравился больше других.

Любимыми инструментами славившихся своими музыкальными способностями аркадийцев были простая флейта и многоствольная цевница (сиринкс), считавшаяся изобретением бога Пана; беотийцы, и особенно фивяне, выбрали себе лидийскую флейту и короткую дудку; спартанцы, которые, как и вообще дорийские племена, музыкой занимались сравнительно мало, уже со времен Терпандра (VII в. до н. э.) отдали предпочтение лире, а афиняне — простой и двойной флейте.

Из струнных инструментов самыми древними были лира и кифара, изобретение которых приписывается самому Аполлону. Кифара первоначально служила гомерическим певцам аккомпанементом речитатива, как самостоятельный инструмент ее стал использовать Аристоник (около 700 г. до н. э.). Немного позднее, приблизительно около 650 г. до н. э., такое же самостоятельное значение приобрела и четырехструнная лира благодаря усовершенствованиям, сделан ным в ней Терпандром, который к четырем ее струнам прибавил еще три. Впоследствии форма лиры многократно изменялась, но число струн оставалось одно и то же до времен Александра, когда появились лиры с одиннадцатью струнами.

Из всех струнных инструментов, в разное время пришедших к грекам с Востока, прижились у них только лира и кифара. На музыкальные состязания, в одеоны и на празднества допускали только тех, кто играл либо на этих инструментах, либо на флейте, даже если это был странствующий музыкант (рис. 3).

Остальные струнные инструменты, родиной которых была Азия, не оказали никакого влияния на греческую музыку. Прежде всего это касается таких инструментов, издавна известных древним египтянам и народам Ближней и Средней Азии, как сорокаструнный эпигоний, двадцатитрехструнный магадие илипектис, барбитон, самвика, тригононидр.

Из них один тригонон, как усовершенствованная многострунная арфа, был принят и греками, но и на нем чаще всего играли только азиатские гетеры.

По дошедшим до нас изображениям греческих флейт трудно заметить какое-либо существенное отличие от нарисованных на египетских памятниках. Но такое отличие было, и заключалось оно прежде всего в том, что отверстие, в которое дуют, в греческих флейтах находилось посередине, а на египетской флейте — сбоку.

Из ударных инструментов кимвалы, тамбурины и кроталы (род деревянных или металлических кастаньет) использовались преимущественно при оргастических торжествах танцовщицами, которые сопровождали ими свои танцы.

Music of Ancient Greece - Hymn to the Muse
Гимн Музам.
В ролике показаны античные инструменты.