Музыка и музыкальные инструменты Византии
Не имеется сведений об изменениях или усовершенствованиях, которым подверглись форма и устройство римских музыкальных инструментов у византийцев. Занятие музыкой не пользовалось большим уважением в Византии, особенно в позднейшее время, когда все искусство стало клониться к упадку.
Стоит заметить, что именно этот народ освоил и значительно усовершенствовал орган, изобретенный еще этрусками (а может быть, и греческими артистами).
По рельефным изображениям на нижней части обелиска Феодосия видно, что византийцы применяли человеческую силу для нагнетания органных мехов вместо употреблявшегося раньше для этой цели гидравлического пресса.
Особое искусство византийцев по устройству органов также подтверждается сведениями о том, что около 757 г. византийским императором Константином Копронимом в дар франкскому императору Пипину Короткому был послан орган; другой орган был подарен Карлу Великому императором Константином.
Его установили в Ахенском соборе, и это был первый случай появления органа в Западной церкви. Этот полнозвучный инструмент был усовершенствован византийцами и использовался только при светских празднествах, но никогда не звучал на церковных торжествах.
Интересен установившийся в греческих церквях способ призывания верующих на молитву. Для этой цели кое-где до настоящего времени употребляются била, состоящие из металлических обручей и висячих деревянных досок, хотя в западных церквях уже с IX в. использовались металлические колокола.
Кроме того, существовали и другие, крайне простые инструменты, посредством которых производился звук: колотушки, вертящиеся трещотки, большие рога и трубы. Сейчас на Западе в некоторых церквях и собраниях редкостей хранятся рога, вырезанные из слоновьих клыков и нередко богато украшенные изображениями. Они тоже когда-то служили для упомянутой цели.