Каввали

Каввали вызывает вид гипнотического воздействия на духовно настроенную аудиторию и вызывает вид неконтролируемого возбуждения, именуемый Джазба (Jazba, "интенсивное переживание"), которое затем развивается и переходит в Ваджад (экстаз). Когда каввал находится под воздействием shair, или куплета, и входит в "Ваджад", своего рода духовное опьянение, ведущий музыкант, увидев, что такое произошло, повторяет эту строку до тех пор, пока душа слушающего не насытится. Известный суфийский Мастер, один из "Четырех великих", Бахтияр Каки покинул этот мир в состоянии "Ваджад", когда каввал пел:

"Для жертвы меча Божественной любви
Есть новая жизнь из невидимого каждое мгновение".

Каввали как форма песнопения берет свое начало с 13 века, когда в Индии сформировался суфийский орден "Чишти". Известно, что и до этого турецкие и персидские суфии использовали музыку для коллективных медитаций, которые назывались "Сама", но именно в Индии в соединении персидской поэзии и индийской музыки, родилось искусство Каввали.

Каввал в первом значении перевода значит "неопровержимость", во втором - "певец". Традиционно, музыка каввали исполняется на гробницах суфийских святых в Индии и Пакистане. Самым известным таким святым местом является Аджмир (Индия) - там находится гробница Мойн-уд-дина Чишти. В Дели находятся гробницы Бахтияра Каки, Низзамуддина Аулия и великого поэта и музыканта Индии Амира Хосрова Дехлеви. На этих местах во время праздников, группы каввали, сменяя друг друга, поют непрерывно по-нескольку дней.

Нусрат Фатех Али Хан (1949 - 1997), один из самых вдохновенных исполнителей каввали наших дней, он продолжал линию, которую можно проследить в течении шести веков. В Индии и Пакистане он был одним из пяти лучших исполнителей. В молодости он не был уверен, что станет Каввалом, то есть солирующим певцом в группе, и решился на это только после серии увиденных им снов, в которых ему был указан этот путь. Так, ему виделось, что он поет в гробнице Мойнуддина Чишти, основателя ордена, но во сне он осознавал, что сон это особый. По традиции, внутри гробницы никто и никогда не поет, обычно музыканты располагаются перед входом. Это был некий знак для него и его семьи, и в 1971 году сон сбылся - следуя путем своего отца, он возглавил группу каввали и впоследствие знатоками был удостоен титула "Шахин-Шах-е-Каввали" - "Ярчайшая звезда Каввали".

Каввали - искусство, передающееся от отца к сыну в течении многих поколений, не всякий член семьи может стать солистом в группе. Обязательным условием для этого является то, что солисту необходимо знать наизусть около пятисот стихов на: арабском, урду, хинди, персидском языках, а также помнить мелодии этих песен со всеми их нюансами и поворотами. Таким даром обладают единицы избранных. И что особенно важно, голос певца должен обладать некими магическими свойствами, дабы погружать слушателей в состояние возвышенного восторга именуемого - "Халь".

В репертуар певцов Каввали входят песнопения на языках урду, пенджаби, фарси, брадже и сирайки. Некоторые близкие к жанру Каввали песнопения существуют на гуджарати, синдхи и других языках.

Жанр Каввали предполагает духовную поэзию, в частности, использует поэтический язык суфийской газели. Обычные мотивы  — любовь к Божественной Возлюбленной и сопутствующая ей трансформация души, стремление к Абсолюту.

По содержанию Каввали разделяют на следующие категории:

  • Хамд — молитва Аллаху. Обычно каввали начинается с хамда.
  • Наат — молитва пророку Мухаммеду, часто наат следует после хамда.
  • Манкабат — молитва имаму Али или суфийскому святому, встречается и на шиитских, и на суннитских собраниях.
  • Газель — основная лирическая форма поэзии на фарси и урду, подразумевающая суфийское мистическое содержание.
  • Кафи — лирический жанр поэзии на пенджаби, также имеющий суфийскую трактовку. Распространен в творчестве поэтов Шаха Хусейна, Булле Шаха, Султана Баху и других пенджабских суфиев.
  • Ваи — лирический жанр поэзии на синдхи, напоминающий кафи. Распространен в творчестве Шаха Абдул Латифа, Сачала Сармаста и других поэтов Синда.
  • Мунаджаат — хвала и благодарение Аллаху. Жанр ведёт начало от Джалаледдина Руми. Исполняется обычно на фарси.

Известные исполнители

Прошлого

  • Азиз Миан (Aziz Mian)
  • Бадар Али Хан (Badar Ali Khan), известный также как Badar Miandad
  • Бахауддин Кутбуддин (Bahauddin Qutbuddin)
  • Фатех Али Хан (Fateh Ali Khan)
  • Мубарак Али Хан (Mubarak Ali Khan)
  • Мунши Разиуддин (Munshi Raziuddin)
  • Нусрат Фатех Али Хан
  • Братья Сабри (Sabri Brothers)

Современные

  • Абида Парвин (Abida Parveen)

 

  • Фаиз Али Фаиз (Faiz Ali Faiz)
  • Фарид Аяз (Fareed Ayaz)
  • Ризван-Муаззам (Rizwan-Muazzam)
  • Рахат Нусрат Фатех Али Хан (Rahat Nusrat Fateh Ali Khan)
  • Вахид и Навид Чишти (Waheed and Naveed Chishti)
  • Братья Варси (Warsi Brothers)
  • Атик Хуссейн Хан (Ateeq Hussain Khan)

Коллекция записей

Maheboob Khan (1887-1948) (brother of Hazrat Inayat Khan. Recorded 1925) NEW
Qawwali Asti Bulbul (3:14) (melody by Hazrat Inayat Khan)

Maheboob Khan (1887-1948) (brother of Hazrat Inayat Khan. Recorded 1925) NEW
Qawwali Saki. Derwish Song (3:25) (Rag Kalyan)

Babu Meraj (qawwal from Darga Nizamuddin Aulia (New Delhi)
Aina Khana (3:50) (lyrics by Hazrat Watan Hyderabadi)

Yusuf Painter (Pakistan) NEW
Tera_Nur Nur Muhammadi (5:40)

Tasleem Arif Qawwal & Party
Bewa Aurat Ka Bachcha Zinda Karna (9:49)

Laiq Anis Nizami Qawwal
Lal Shahbaz Qalandar (9:06)

Mazhabi Qawwalies (Gulam Sabir, Gulam Waris) qawwals from Darga Nizamuddin Aulia (New Delhi)
Baba Ka Noore Ain Hai (11:11)

Haja Aslam Sabri
Khwadja Ka Karam (6:50)

Niyazi Bros
Allah Hoo Allah Hoo (8:09)

Iqbal Afzaal Sabri Qawwal
Ab To Daras Dikhla Do (9:26)

Rubina and Sabina Sabri
Bigri Bana Do Meri Khwaja (7:47)

Zahir Miyan (son of Aziz Mian) NEW
Aankh Wala Hi Dekhe (6:03)

Источник: http://www.futura.ru/suf/audiocollection.htm

Суфизм

Суфизм - восходящее к пророку Мухаммаду мистико-аскетическое течение в исламе, направленное на поиски духовного самосовершенствования и высшего проявления веры. Суфизм оказал значительное влияние на философию, литературу и искусство мусульманских стран. 

Этимология

Известны две основные версии происхождения термина "суфий". Согласно первой из них, слово восходит к арабскому "сафа" (صفاء) - "чистота". Согласно второй версии, термин "суфий" происходит от арабского "суф" (صوف‎) - шерсть - материал, из которого были пошиты плащи первых аскетов-отшельников.

Термин "суфизм" был предложен британскими ориенталистами XIX века, тогда как сами древние суфии использовали слово "тасаввуф"

История 

Возникновение суфизма относится к середине VIII - начале IX века. Для ранних суфиев был характерен культ бедности, стойкое перенесение страданий и лишений, строгое следование предписаниям Корана и сунны, многократные дополнительные молитвы и посты, отказ от сотрудничества со светскими властями, глубокие размышления над кораническими текстами и стремление вскрыть истинные мотивы человеческих поступков. В их проповедях звучали мотивы бескорыстной любви к Аллаху, страстное желание сблизиться с ним.

В IX веке появляется ряд суфийских школ, разрабатывавших мистический "путь" к Богу, переходя который суфий очищается от "мирской скверны" и сближается с божеством. В XI - XII веках широкое распространение получает институт "учитель-ученик" (шейх, муршид - мюрид) с его системой религиозно-духовных упражнений и практики (уединение, посты, радения). В конце этого периода возникают суфийские тарикаты - братства (ордена), которые быстро распространяют свое влияние на мусульман в различных районах исламского мира.

Учение суфизма требовало полного подчинения членов братств наставнику не только в религиозных вопросах, но и в светских. Это способствовало невиданному росту авторитета наставников в глазах мусульман, и крупнейшие суфийские учителя стали почитаться как "святые". К их могилам стали организовывать паломничество верующих. Сложился целый культ суфийских "святых".

Суфийские мотивы нашли широкое отражение в произведениях многих выдающихся арабских, тюркских, но особенно ираноязычных поэтов - Джалаладдина Руми (1207-1273), Саади (1203-1291), Амира Хосрова Дехлеви (1253-1325), Хафиза Ширази (1325-1390), Джами (1414-1492) и др.

Из 12 так называемых материнских братств, давших многочисленные ответвления, наиболее распространенными стали кадирия и накшбандия. Братство кадирия, по своим воззрениям в основе своей суннитское, проповедовало отказ от всего мирского ради приближения к Богу, безграничное милосердие к ближним, смирение и полное подчинение муршиду. Отличается своим громким коллективным зикром - ритуалом громкого прославления Аллаха, совершаемым по особой формуле и сопровождаемым определенными телодвижениями. Для братства накшбандия характерны отказ от аскетизма, обязательность вступления в контакт с государственной властью в целях влияния на ее политику в интересах мусульманских масс, тихий зикр, т.е. прославление Аллаха сердцем.

Несмотря на то что для суфизма характерна проповедь смирения и терпения, он нередко становился знаменем борьбы угнетенных против угнетателей, а в XIX - XX веках в ряде стран - идеологией национально-освободительных движений, носивших антиколониальную направленность.