А. Фет. "Осенью"
А. Фет
Осенью
Когда сквозная паутина
Разносит нити ясных дней
И под окном у селянина
Далекий благовест слышней,
Мы не грустим, пугаясь снова
Дыханья близкого зимы,
А голос лета прожитого
Яснее понимаем мы.
1. Проведем «техническую» работу. Стихотворение написано четырехстопным ямбом, рифма перекрестная, чередуются женские и мужские рифмы — в этом смысле Фет не выходит за классические рамки.
2. Обратимся к глаголам и глагольным формам. Разносит, «слышней» (от слышится), не грустим, пугаясь, понимаем. На лицо две группы: действия, состояния, относящиеся к природе, и тот отклик, который они вызывают в человеческой душе.
Если мы посмотрим на композицию стихотворения, мы тоже увидим две строфы, по сути являющиеся одним сложноподчиненным предложением с придаточным времени.
Глаголы использованы в настоящем времени. Настоящее время обычно сообщает тексту ощущение повторяемости событий, некой данности, предопределенности.
3. Рассмотрим художественно-выразительные средства первой строфы. Начнем с самых простых. Эпитеты: сквозная паутина, ясных дней, далекий благовест. Пожалуй, один из них требует пояснения. Если мы «погуглим» это словосочетание, то мы увидим ссылки только на стихотворение Фета. Почему паутина «сквозная»? Прилагательное образовано от глагола «сквозить», то есть, если мы возьмем во внимание устаревшее значение, пропускать свет. То есть речь идет о прозрачной паутине. Ни у кого, полагаю, не вызывают вопросы «ясные дни». Разве что не все знают, что такое «благовест» — это церковный звон одним большим колоколом (в отличие от перезвона или трезвона), извещающий о начале богослужения. Почему он далекий? Дело в том, что церкви раньше строились далеко не в каждом условном населенном пункте. Мы часто слышим слова «село» и «деревня» и не понимаем, в чем отличие. А отличие как раз в том, что в селе церковь была, а в деревне — нет. Так что «селянин», который слышит далекий благовест, — это не житель села, а просто крестьянин, земледелец.
Теперь посмотрим на все предложение «сквозная паутина разносит нити ясных дней». Это, разумеется, метафора. Начнем с того, что паутина — это и есть прозрачные нити, но тут слово «нити» относится к слову «дни». То есть сами ясные дни становятся подобны прозрачной паутине. Они неуловимо пролетают, как пролетает по воздуху осенняя паутина. И правда, ясные дни осенью быстротечны, они скоро сменяются дождями, бурями, непогодой.
Зададим себе вопрос: почему далекий благовест стал слышней под окном у крестьянина? Логично предположить, что это происходит из-за отсутствия на деревьях листьев. Листва поглощала доносящиеся издалека звуки. Конечно, описание бабьего лета у Фета тут балансирует на грани достоверности. Но давайте не забудем, что нынешний календарь и календарь 19 века отличались на целых 13 дней, а угол падения солнечных лучей осенью не зависит от человеческого календаря, и деревья тоже осыпаются не по календарю, а по законам природы.
Следует также помнить, что довольно часто, даже у очень талантливых поэтов, не всегда строфа кристаллизуется в воображении целиком. Зачастую первыми на ум приходят наиболее яркие, наиболее удачные, наиболее «концептуальные» строки, а другие поэт как бы «присочиняет», как бы «пристегивает». Фет, несомненно, удачно соединил в одной строфе приметы бабьего лета и образ далекого благовеста, который, несомненно, является тут первичным. Потому что, зачастую, чем проще образ — тем он сильнее отзывается в сердце читателя.
4. Итак, держа в памяти тот факт, что образ далекого благовеста является «ударным» в первой строфе, рассмотрим вторую.
Эпитеты: близкое дыханье, прожитое лето. Обратите внимание, что не зима близка, а ее дыханье.
Несомненно, если мы посмотрим на это стихотворение, как на образец пейзажной лирики, мы вполне поймем его смысл. Приходит осень, впереди суровая зима, но пережить ее явление помогают нам воспоминания о лете, которое обязательно вернется.
Но так ли уж просто и незатейливо это стихотворение?
Во-первых, обратим внимание не некое несоответствие реакции лирического героя в первой строчке второй строфы. «Мы не грустим» — это понятно. «Пугаясь снова». Между страхом и грустью большая разница. Опять же — почему «снова»? Довольно странно жить с постоянным страхом прихода обычной зимы.
Но если мы представим себе, что под названиями времен года зашифрованы этапы человеческой жизни, все встает на свои места. Лето — это расцвет жизни, ее пик, время, когда мы совершаем свои главные поступки, получаем свои самые яркие впечатления. Осень — это зрелые годы. Соответственно, зима — это смерть. «Дыхание зимы» — это выражение практически аналогичное выражению «дыхание смерти». Понятно становится, почему мы «пугаемся» его «снова». Страх смерти — более чем естественное чувство, которое посещает человека неединожды. Но почему мы не грустим?
А теперь вспомним о далеком благовесте в первой строфе. Что хочет нам сказать поэт? «Твоя жизнь подходит к финалу, но не грусти: вспомни о боге, вспомни о вечности, вспомни о бессмертии, осмысли свою жизнь, пойми ее уроки. И не грусти, потому что есть Благая Весть, есть надежда». Так обычное вроде бы пейзажное стихотворение на наших глазах становится религиозно-философским.