Тютчев "Фонтан"

Body: 

Смотри, как облаком живым
Фонтан сияющий клубится;
Как пламенеет, как дробится
Его на солнце влажный дым.
Лучом поднявшись к небу, он
Коснулся высоты заветной —
И снова пылью огнецветной
Ниспасть на землю осужден.

О смертной мысли водомет,
О водомет неистощимый!
Какой закон непостижимый
Тебя стремит, тебя мятет?
Как жадно к небу рвешься ты!..
Но длань незримо-роковая,
Твой луч упорный преломляя,
Свергает в брызгах с высоты…

1836 г.

 

За свою долгую жизнь Ф.И.Тютчев создал чуть больше трехсот стихотворений, да и те стали известны современникам не столько волей автора, сколько стараниями друзей и почитателей. Тютчев никогда не стремился стать профессиональным литератором и в полной мере воплотил собственный завет:

Молчи, скрывайся и там

И чувства, и мечты свои…

По своей натуре Тютчев был прежде всего мыслителем, философом. Ему было вполне уютно наедине со своим собственный «я». Тем не менее, он затрагивал темы, которые не могли не найти отклика в сердцах читателей: смысл человеческого бытия, тайны природы, связь человека с ними, любовь.

Эмоциональная окраска тютчевских стихотворений рождена его трагическим мироощущением. Поэт во многом разделял взгляды французского мыслителя и ученого 17 века Паскаля, с его пессимистическим взглядом на природу человека. Для французского философа человек — это «мыслящий тростник». целиком находящийся во власти судьбы и в полной мере осознающий как своё величие, так и ничтожество. об этом многие стихи Тютчева: «Безумие», «Из края в край, из града в град…», «Пошли, Господь, свою отраду». К тому же ряду мы отнесем и стихотворение «Фонтан».

Композиционно стихотворение делится на две части. Первая представляет собой блистательное, виртуозное описание фонтана. Тютчев сразу акцентирует внимание читателя — «смотри»:

Смотри, как облаком живым

Фонтан сияющий клубится…

Начинается стихотворение с глагола. Фонтан у Тютчева предстает подобием живого существа, находящегося в непрестанном движении, в стремлении подняться ввысь, к небу. Обреченность фонтана «ниспасть на землю», тем не менее, не воспринимается читателем как нечто трагическое, благодаря обилию ярких, сочных эпитетов, которыми насыщен фрагмент («облаком живым», «пылью огнецветной»). Даже то, что фонтан «осуждён» «ниспасть на землю», выглядит всего лишь как непреложный закон природы. Что есть фонтан? Забава, созданная человеком для отдыха и услаждения взоров.

«О, смертной мысли водомет» — начинает Тютчев вторую строфу, и мы сразу понимаем, что речь идет уже о человеке.

Какой закон непостижимый

Тебя стремит, тебя мятёт? —

движение человеческой мысли у Тютчева есть стремление к небу. Но мысль человеческая свергается с высоты не силой некоего бесстрастного закона, а «дланью незримо-роковой». Что имеет в виду поэт? Судьбу? Смертность человека? Или, может быть, Бога? С последней силой у Тютчева были всегда сложные взаимоотношения. «Всё отнял у меня казнящий Бог», — воскликнул он однажды. Если мы примем последнюю точку зрения, перед нами возникнет довольно интересная параллель. Что есть человек? Стоило ли наделять его упорством, силой духа, жаждой высокого, чтобы потом низводить его до роли «смертной мысли водомета», то есть игрушки, забавы?

Конечно, точка зрения Тютчева понятна: он всю жизнь был агностиком, то есть человеком, отрицающим возможность понять смысл бытия. Слепые законы природы или непостижимость божественной воли — Тютчев не видел особой разницы. Но лично меня сравнение человека с машиной, «водометом», несколько коробит. Отсюда, мне кажется, один шаг до пессимизма героев Достоевского, так же не видевших смысла в божественном миропорядке. Конечно, будучи человеком другого поколения, Тютчев не успел пропитаться духом нигилизма, но он слишком близко подошел к этому, слишком силен в нем был дух горячего, но слепого протеста:

А я здесь в поте и пыли,

Я, царь земли, прирос к земли!