Акмеизм
Акмеизм появился на свет в 1911 году. Ассоциируется это течение прежде всего с именем Николая Степановича Гумилёва, который был теоретиком и мэтром нового направления. С акмеизмом была связана блестящая плеяда русских поэтов: Ахматова, Мандельштам, Георгий Иванов, Кузьмин, Городецкий. Эти поэты очень разные, непохожи их жизненные и эстетические позиции. Трудно поверить, что они, пусть и на раннем этапе творчества, были объединены какой-то одной литературной теорией.
Манифесты акмеизма в основном принадлежат перу Н. С. Гумилёва. В статье «Наследие символизма и акмеизм» Гумилёв излагает основные принципы нового течения.
1. Акмеизм во взаимоотношении с символизмом.
«Для внимательного читателя ясно, что символизм закончил свой круг развития и теперь падает. Появились футуристы, эгофутуристы и прочие гиены, всегда следующие за львом».
2. Акмеизм, по мнению Гумилёва, - это направление, которое неизбежно должно последовать за символизмом. Само слово «акмеизм» происходит от греческого «акме» — высшая степень чего—либо, цветущая пора. Другой вариант названия — «адамизм» (по имени библейского Адама), т.е. мужественный, ясный, по словам Гумилёва, взгляд на жизнь. Это течение, по словам Гумилёва, «требует большого равновесия сил».
Но акмеисты не отрицали символизм, они считали себя его преемниками и хотели усвоить всё лучшее, что в нём было.
«Слава предков обязывает, а символизм был достойным отцом».
3. Акмеисты высоко ценят художественные завоевания символистов, но они вовсе не обязаны замыкаться на одной теории символа.
«Акмеистом труднее быть, чем символистом, как труднее построить собор, чем башню».
Основное разногласие между акмеизмом и символизмом — это взгляд на мир, человека и его место в мире. Символисты пытались познать непознаваемое — вот в чём, по мнению Гумилёва, состояла их главная ошибка. Непознаваемое нельзя познать и кроме того «все попытки в этом направлении нецеломудренны».
«Всегда помнить о непознаваемом, но не оскорблять своей мысли о нём более или менее вероятными догадками — вот принцип акмеизма».
Нельзя искания вечности и Бога низводить до уровня литературы. Как будто в мире уже не осталось ничего интересного для поэта.
4. В качестве учителей акмеизма Гумилёв выдвигал следующие имена:
Шекспир — «показал нам внутренний мир человека»;
Рабле — «тело и его радости»;
Вийон — «поведал нам о жизни»;
Т. Готье — «нашёл для этих идей наилучшую форму».
5. Отношение искусства и жизни. Гумилёв «Жизнь стиха».
« Крестьянин пашет, каменпtик строит, священник молится и судит судья. Что же делает с поэт? Почему легко запоминающимися стихами не изложит он условия произрастания различных злаков, почему отказывается сочинить новую «Дубинушку» или обсахарить горькое лекарство религиозных тезисов? Почему только в минуты малодушия соглашается признать, что чувства добрые он лирой пробуждал? Так говорят поборники тезиса «Искусства для жизни».
Им возражают защитники «Искусства для искусства»: «Подите прочь, какое дело поэту мирному до вас... душе противны вы, как гробы, для вашей тупости и злобы имели вы до сей поры бичи, темницы, топоры, довольно с вас, рабов безумных». Чеканим ли мы свои стихи, как кубики, или пишем неясные, словно пьяные, песенки, мы всегда и прежде всего свободны и вовсе не желаем быть полезными».
Нецеломудренность отношения есть и в тезисе «Искусство для н‹изни», и в тезисе «Искусство для искусства». В первом случае искусство низводится до роли проститутки или солдата. Во втором — искусство изиеживается.
Нет! Возникает эра эстетического пуританизма, великих требований к поэту, как творцу, и мысли или слову — как материалу искусства».
Во всём нужна гармония, равновесие — вот к чему призывает Гумилёв. Можно исповедовать разные взгляды на Искусство, но если ты поэт, ты ещё должен уметь облечь свои мысли в досз ойную форму. Так у Гумилёва рождается мысль создать «Цех поэтов», где бы момо ешь училась владеть слОвОм.
Д\3 Читать в учебнике статью «Акмеизм», читать статью о Гумилёве. Составить цитатный план «Особенности творчества Гумилёва».