Карточки для повторения

ОРФОГРАММА

Карточка 1. Спишите, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки. Назовите орфограммы в выделенных словах.

Осенний лес

Особенно кр..сив лес в ранние осенние дни. На з..л..том фоне л..ствы выд..ляют(?)ся пурпурные пятна клёнов и осин. Кружат(?)ся и падают берёзовые ж..лтые листья.

Тихо (в)осеннем лесу. Шелестит под н..гами сухая лист­ва. Рядом краснеет шапочка поз..него подосиновика. Тонко св..стит рябчик, высоко в небе прол..тают к..сяком журавли.

 

Карточка 2. Спишите текст и озаглавьте его. Выделите орфограммы в корне слова. Запишите сверху проверочные слова.

Приглядитесь хорошенько. Как хорош, как красив оси­новый лес, особенно в ясные осенние дни. В красный и золо­тистый цвет окрашена листва. Цветным ковром расстилаются под деревьями опавшие листья, а кое-где видны красноватые шапки поздних грибов-подосиновиков. Ещё цветут последние цветы, слышны птичьи голоса. И только холодные осенние ночи предвещают скорые заморозки.

(По И.С. Соколову-Микитову)

 

БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ

Карточка 1. Прочитайте текст, найдите в нём слова с орфограммой-гласной в корне слова. Запишите эти слова в тетрадь, графи­чески обозначьте в них орфограмму.

Это было ранней весной. Лес ещё не успел одеться. Мы шли в лесу по нашей тропинке. Вдруг послышались тихие и очень приятные звуки. Это, сидя на ветках деревьев, птички пели и щебетали.

 

Карточка 2. Спишите словосочетания, вставляя пропущенные гласные в корень глаголов. Рядом запишите проверочные слова. Орфограмму-гласную и опознавательные признаки орфограммы обо­значьте графически.

Изв_стил родителей, уг_стил шоколадом, соед_нил про­вода, пос_дел от старости, расч_щал двор, сож_леть о потере, уд_вить друзей, прибл_жаться к дому.

 

Карточка 3. Выборочно-распределительное списывание. Запишите слова в два столбика в зависимости от способа проверки безударной гласной в корне (1 — изменить форму слова; 2 — подбор однокоренного слова), орфограмму и корень слова обозначьте графически.

Сосна, починить, запах, ночевать, тропа, возить, пастух, опасение, плясать, небесный, тяжёлый, лесной, ходить, поле­вой, река, холмистый.

 

Карточка 4. Спишите текст, вставьте пропущенные буквы. Обозначьте корень в словах с пропусками, в скобках запишите провероч­ное слово.

Серёжа очень ж_лел воробьёв з_мой. Он см_стерил для них к_рмушку, в х_лодные дни часто сыпал в неё хлебные крошки и з_рно. Ведь сытой птице холод перен_сить легче.

 

Карточка 5.

Запишите в два столбика: слова с безударной гласной, проверяемой ударением, — слова с не проверяемой ударением гласной.

Бананы, апельсины, картофель, мириться, бинокль, пе­рила, деревянный, разгадать, водянистый, отличиться, те­чение.

 

Карточка 6. Распределите слова в два столбика (слова с проверяемы­ми и непроверяемыми безударными гласными). К словам пер­вого столбика подберите проверочные слова. Слова второго стол­бика проверьте по словарю.

Восклицательный знак, акварель, беседка, гримаса, жа­воронок, кормушка, выписать, удивиться, стелить, задро­жать, измерительный, непримиримый.

С двумя последними словами письменно составьте предложения.

 

Карточка 7. Выпишите из текста слова с пропущенной гласной, вставь­те её, рядом напишите проверочные однокоренные слова.

Муравей спустился к ручью: зах_тел напиться. В_лна захл_стнула его и чуть не пот_пила. Голубка н_сла ветку; она ув_дела — муравей тонет, и бросила ему ветку в ручей. Мура­вей сел на ветку и спасся.

 

Карточка 8. Спишите предложения. Обозначьте орфограмму «Без­ударная проверяемая гласная в корне слова».

Солнцем залиты д_лины. Отделённые горы были ясно видны. В лесу распевали ранние птички. Орёл немного пос_дел и на другой холм перел_тел. Впереди за рекой п_стрела громадная гора. Вода в источнике иссякала. Гусей кр_кливых караван т_нулся к югу.

 

Карточка 9. Вставьте пропущенные буквы. Обозначьте графически орфограммы.

Леб_ди возвращались. Со(?)нце уже опускалось в море. П..года начинала портит(?)ся. По небу медленно ползла вверх чёрная туча. Над водой прон_сились лёгкие серые облачка тумана. Они всё ч_ще окутывали л(ь)дину.

 

Карточка 10. Спишите слова, вставляя пропущенные буквы.

Укр_щать (зверя), сокр_щать (время), ум_лять (о помо­щи), сл_зинка, в_лчонок, зацв_сти, ст_льной (прут), в_шнёвое варенье, оч_щать, сож_ление.

 

БУКВЫ И, У, А ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ

Карточка 1. Спишите слова. Обозначьте графически ту морфему, в ко­торой есть орфограмма № 5.

Чудный, навещу, хороши, ёжик, роща, лыжи, карандашик, ощупать, журчит, чужой, сшить, чаща.

 

Карточка 2. Спишите стихотворение, вставьте пропущенные буквы, орфограмму № 5 обозначьте.

Садись на камень под сосну,

Лесную слушай тиш..ну.

Ж..рчит, л..печет ручеёк

О том, что путь д..лёк, д..лёк.

Упала ш..шка, скрипнул сук,

Ж..жжит, ж..жжит т..жёлый жук.

(М. Познанская)

 

Карточка 3. Выпишите из текста слова с пропущенными буквами, обозначьте орфограмму № 5. Сделайте вывод о том, какие глас­ные пишутся после шипящих ж, ш, ч, щ.

Ветер упал, точно крылья сложил. Ночным душ..стым теплом повеяло от земли. Лодка отч..лила и понеслась по бы­строй реке. Словно на прощ..ние примчались звуки старинно­го вальса. Я почувствовал себя счастливым. Лучи гасли один за другим. Последний луч вонзился в ч..щу ветвей. На небе ярко сверкнула, как живописный глаз, первая звёздочка.

 

Карточка 4. Спишите слова. Обозначьте графически ту морфему, в ко­торой есть орфограмма № 5.

Чашка, щука, жир, машина, жить, шить, щупальца, пассажир, пища, часовой, шишка, прополощу, участок, жи­раф, ландыши, трещит.

а)      Найдите среди записанных слов и подчеркните од­ной чертой слова с гласными и, у, а после всегда твёрдых шипящих.

б)      Найдите среди записанных слов и подчеркните дву­мя чертами слова с гласными и, у, а после всегда мягких со­гласных.