Карточки для повторения
ОРФОГРАММА
Карточка 1. Спишите, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки. Назовите орфограммы в выделенных словах.
Осенний лес
Особенно кр..сив лес в ранние осенние дни. На з..л..том фоне л..ствы выд..ляют(?)ся пурпурные пятна клёнов и осин. Кружат(?)ся и падают берёзовые ж..лтые листья.
Тихо (в)осеннем лесу. Шелестит под н..гами сухая листва. Рядом краснеет шапочка поз..него подосиновика. Тонко св..стит рябчик, высоко в небе прол..тают к..сяком журавли.
Карточка 2. Спишите текст и озаглавьте его. Выделите орфограммы в корне слова. Запишите сверху проверочные слова.
Приглядитесь хорошенько. Как хорош, как красив осиновый лес, особенно в ясные осенние дни. В красный и золотистый цвет окрашена листва. Цветным ковром расстилаются под деревьями опавшие листья, а кое-где видны красноватые шапки поздних грибов-подосиновиков. Ещё цветут последние цветы, слышны птичьи голоса. И только холодные осенние ночи предвещают скорые заморозки.
(По И.С. Соколову-Микитову)
БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ
Карточка 1. Прочитайте текст, найдите в нём слова с орфограммой-гласной в корне слова. Запишите эти слова в тетрадь, графически обозначьте в них орфограмму.
Это было ранней весной. Лес ещё не успел одеться. Мы шли в лесу по нашей тропинке. Вдруг послышались тихие и очень приятные звуки. Это, сидя на ветках деревьев, птички пели и щебетали.
Карточка 2. Спишите словосочетания, вставляя пропущенные гласные в корень глаголов. Рядом запишите проверочные слова. Орфограмму-гласную и опознавательные признаки орфограммы обозначьте графически.
Изв_стил родителей, уг_стил шоколадом, соед_нил провода, пос_дел от старости, расч_щал двор, сож_леть о потере, уд_вить друзей, прибл_жаться к дому.
Карточка 3. Выборочно-распределительное списывание. Запишите слова в два столбика в зависимости от способа проверки безударной гласной в корне (1 — изменить форму слова; 2 — подбор однокоренного слова), орфограмму и корень слова обозначьте графически.
Сосна, починить, запах, ночевать, тропа, возить, пастух, опасение, плясать, небесный, тяжёлый, лесной, ходить, полевой, река, холмистый.
Карточка 4. Спишите текст, вставьте пропущенные буквы. Обозначьте корень в словах с пропусками, в скобках запишите проверочное слово.
Серёжа очень ж_лел воробьёв з_мой. Он см_стерил для них к_рмушку, в х_лодные дни часто сыпал в неё хлебные крошки и з_рно. Ведь сытой птице холод перен_сить легче.
Карточка 5.
Запишите в два столбика: слова с безударной гласной, проверяемой ударением, — слова с не проверяемой ударением гласной.
Бананы, апельсины, картофель, мириться, бинокль, перила, деревянный, разгадать, водянистый, отличиться, течение.
Карточка 6. Распределите слова в два столбика (слова с проверяемыми и непроверяемыми безударными гласными). К словам первого столбика подберите проверочные слова. Слова второго столбика проверьте по словарю.
Восклицательный знак, акварель, беседка, гримаса, жаворонок, кормушка, выписать, удивиться, стелить, задрожать, измерительный, непримиримый.
С двумя последними словами письменно составьте предложения.
Карточка 7. Выпишите из текста слова с пропущенной гласной, вставьте её, рядом напишите проверочные однокоренные слова.
Муравей спустился к ручью: зах_тел напиться. В_лна захл_стнула его и чуть не пот_пила. Голубка н_сла ветку; она ув_дела — муравей тонет, и бросила ему ветку в ручей. Муравей сел на ветку и спасся.
Карточка 8. Спишите предложения. Обозначьте орфограмму «Безударная проверяемая гласная в корне слова».
Солнцем залиты д_лины. Отделённые горы были ясно видны. В лесу распевали ранние птички. Орёл немного пос_дел и на другой холм перел_тел. Впереди за рекой п_стрела громадная гора. Вода в источнике иссякала. Гусей кр_кливых караван т_нулся к югу.
Карточка 9. Вставьте пропущенные буквы. Обозначьте графически орфограммы.
Леб_ди возвращались. Со(?)нце уже опускалось в море. П..года начинала портит(?)ся. По небу медленно ползла вверх чёрная туча. Над водой прон_сились лёгкие серые облачка тумана. Они всё ч_ще окутывали л(ь)дину.
Карточка 10. Спишите слова, вставляя пропущенные буквы.
Укр_щать (зверя), сокр_щать (время), ум_лять (о помощи), сл_зинка, в_лчонок, зацв_сти, ст_льной (прут), в_шнёвое варенье, оч_щать, сож_ление.
БУКВЫ И, У, А ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ
Карточка 1. Спишите слова. Обозначьте графически ту морфему, в которой есть орфограмма № 5.
Чудный, навещу, хороши, ёжик, роща, лыжи, карандашик, ощупать, журчит, чужой, сшить, чаща.
Карточка 2. Спишите стихотворение, вставьте пропущенные буквы, орфограмму № 5 обозначьте.
Садись на камень под сосну,
Лесную слушай тиш..ну.
Ж..рчит, л..печет ручеёк
О том, что путь д..лёк, д..лёк.
Упала ш..шка, скрипнул сук,
Ж..жжит, ж..жжит т..жёлый жук.
(М. Познанская)
Карточка 3. Выпишите из текста слова с пропущенными буквами, обозначьте орфограмму № 5. Сделайте вывод о том, какие гласные пишутся после шипящих ж, ш, ч, щ.
Ветер упал, точно крылья сложил. Ночным душ..стым теплом повеяло от земли. Лодка отч..лила и понеслась по быстрой реке. Словно на прощ..ние примчались звуки старинного вальса. Я почувствовал себя счастливым. Лучи гасли один за другим. Последний луч вонзился в ч..щу ветвей. На небе ярко сверкнула, как живописный глаз, первая звёздочка.
Карточка 4. Спишите слова. Обозначьте графически ту морфему, в которой есть орфограмма № 5.
Чашка, щука, жир, машина, жить, шить, щупальца, пассажир, пища, часовой, шишка, прополощу, участок, жираф, ландыши, трещит.
а) Найдите среди записанных слов и подчеркните одной чертой слова с гласными и, у, а после всегда твёрдых шипящих.
б) Найдите среди записанных слов и подчеркните двумя чертами слова с гласными и, у, а после всегда мягких согласных.