Игра на повторение лексики
Вид урока: урок-игра.
Организационный момент.
Сообщение целей и задач урока.
Задание 1
Замени буквы цифрами:
а – 1, б – 2, в – 3, г – 4, д – 5, е – 6, е – 7, ж – 8, з – 9, и – 10, й – 11, к – 12, л – 13, м – 14, н – 15, о – 16, п – 17, р – 18, с – 19, т – 20, у – 21, ф – 22, х – 23, ц – 24, ч – 25, ш – 26, щ – 27, ь – 28, ы – 29, ъ – 30, э – 31, ю – 32, я – 33.
Составь слово из цифр:
13, 6, 12, 19, 10, 12, 16, 13, 16, 4, 10, 33.
Кто быстрее.
Разминка:
1) Как называется раздел языкознания, изучающий лексическое значение, употребление и происхождение слов?
2) Как называется раздел русского языка, изучающий лексическое значение, употребление и происхождение фразеологизмов?
1) Какие слова называются диалектными?
2) Какие слова называются профессиональными?
1) Какие слова называются общеупотребительными?
2) Какие слова называются заимствованными?
1)Чем объяснить, что некоторые слова уходят из нашего употребления, как они называются?
2)Чем объяснить появление новых слов, как они называются?
Задание 2. Что такое диалект? (Говор.)
Задание 3. Я зачитываю слова, относящиеся к профессии художника, а вы укажите лишнее: палитра, акварель, мольберт, негатив, гуашь.
Задание 4. «Четвертый лишний». Найдите устаревшее слово.
кеды, босоножки, ботфорты, кроссовки;
пальто, плащ, шуба, кафтан.
Задание 5. Замените устаревшие слова синонимами:
брадобрей – парикмахер;
очи – глаза;
десница – рука;
ланиты – щеки;
выя – шея;
чело – лоб;
баталия – битва;
уста – губы;
глаголет – говорит;
перст – палец.
Задание 6. Определите слово по его лексическому значению:
Цвет фиалки и сирени. (Лиловый.)
Заранее намеченный путь следования. (Маршрут.)
Мысленно представить себе что-либо. (Вообразить.)
Очень большой. (Огромный, гигантский.)
Желтый с красноватым оттенком. (Оранжевый.)
Знаки для обозначения звуков. (Буквы.)
Слова, употребляемые жителями одной местности. (Диалект.)
Задание 7. Замените иноязычные слова русскими синонимами:
алфавит (азбука)
абзац (красная строка)
абсурд (чепуха)
прогресс (развитие)
космос (Вселенная)
мираж (видения)
диалог (беседа)
Задание 8.
Странный в сент…бре лес. В нём рядом в…сна и ос…нь. Ж…лтый лист и з…лёная тр…винка. Поблёкшие и зацв…тающие цв…ты. Тёпл… со(?) нце и х…лодн… бел… радуга. Ув…дание и ра(с, з) цвет. Грус(?) но и радос(?) но одновр…менно.
(вставить пропущенные буквы и запятые)
Выпишите антонимы парами.
Подведение итогов, подсчет баллов.