Подготовка к сочинению по картине Пластова "Летом".
Подготовка к сочинению по картине Пластова "Летом".
- Как вы думаете, легко ли писать сочинение по картине?
- С какими сложностями мы столкнемся?
Чтобы написать хорошее сочинение, нужно знать несколько правил.
Правило первое:
- Всегда начинай писать сочинение с составления плана.
Сочинение обычно состоит из трех основных частей: вступление, основная часть (раскрытие темы), заключение. Это только общая схема. Каждая часть должна иметь заглавие. Заглавие должно отражать основную мысль данной части.
Правило второе:
- Прежде чем писать сочинение о картине, познакомься с художником.
Сейчас легко найти нужную информацию. Узнай, когда жил художник, какие темы были любимыми в его творчестве, посмотри репродукции других его картин.
Правило третье:
- Описывая картину, не сваливай все в одну кучу, распредели свои комментарии по порядку. Описывай сначала один план картины, а затем другой. Начинай с того, что первое бросается в глаза, постепенно переходя к более мелким деталям.
Правило четвертое:
- Не стесняйся показывать свои впечатления. Сочинение становится лучше, когда в нем видны эмоции автора.
Давайте начнем с того, что познакомимся с художником. (Читаем биографию на распечатках) (прикрепленный файл)
Посмотрим и на другие картины художника (слайды).
Мы видим, что для Пластова картина "Летом" является типичной. Она описывает обыденную жизнь крестьян, одну из сторон их быта.
Составление плана.
О чем можно написать во вступлении? Приведем примеры.
- Аркадий Пластов - выдающийся русский художник.
- Краски русского лета.
- Родная природа.
Нетрудно догадаться, что от содержания вступления зависит и то, на что мы будем делать упор в основной части, несмотря на то, что озаглавлена она будет:
II. Картина А. Пластова "Летом".
Основная часть у нас самая большая, а значит, мы будем делить ее на микротемы (абзацы). Каждый абзац мы озаглавим и обозначим арабской цифрой. Это называется сложный план.
1. Общее описание картины.
В этом пункте плана мы дадим общую характеристику изображенного на картине в двух-трех предложениях.
- Картина художника Пластова рисует...
- На картине художника Пластова изображен(ы)...
- Чудесное полотно художника Пластова открывает нам картину...
Луг, лесок, две березы, тень от деревьев.
2. Главный персонаж или передний план.
На любом полотне есть участок, который сразу бросается нам в глаза.
- На что мы сразу обращаем внимание на картине Пластова? - На девочку. Благодаря чему? - Расположение, яркий акцент на платке и платье.
Давайте соберем словарный материал.
- белое платье, ярко-красный платок, в высокой траве, сосредоточенное выражение лица, кустик земляники, синяя кружка, пыльные ноги устало вытянуты.
От усталой девочки - раз уж мы описываем передний план - логично будет перейти к собаке рядом, упомянув ее в одном предложении.
- прислонилась к девочке, положила голову на лапы, дремлет.
Теперь переходим к спящей женщине. Сразу возникает вопрос: это мать девочки или ее бабушка? Рука женщины вроде бы выдает в ней возраст. Она очень устала и спит. Но давайте посмотрим на березы на заднем плане картины. Молодая березка символизирует собой девочку, береза постарше — ее мать, а рядом мы видим пень от срубленной березы. Картина написана в 1954 году. Видимо, художник хочет нам намекнуть, что отец девочки погиб на войне. Поэтому и мать ее постарела до времени.
Собираем материал:
- фигура женщины почти утонула в высокой траве; выделяется синим пятном, приковывает наше внимание, натруженная рука, много работала за свою жизнь.
В каждой хорошей картине скрыт некий смысл. Художник никогда не будет писать персонажей, если он не может рассказать о них какую-то историю. Что мы можем сказать о девочке и ее бабушке?
Сразу видно, что это не городские грибники. Они собирали грибы и землянику не ради отдыха и развлечения. Девочка обрывает ягоды и складывает их в кружку, хотя есть уже целый кувшин, полный земляники. Она не будет есть ягоды одна, а отнесет их родным, оставшимся дома. Ее приучили к тому, что нельзя думать только о себе и о своем удовольствии, а надо думать о других.
Корзины большие, тяжелые. Давайте представим себе, как девочка и женщина понесут все это домой по летнему зною. Так что картина становится не просто красивым летним пейзажем, а рассказом о тяжелой крестьянской жизни.
Но при этом художник не забывает пропеть хвалу родной природе: ее ярким краскам, изобилию. Люди на картине являются частью родной земли.
- забота о родных, трудолюбие, редкие минуты отдыха.
Итак, запишем промежуточные пункты основной части.
1. Общее описание картины.
2. Девочка и собака.
3. Пожилая женщина.
4. Что хочет сказать нам художник?
Теперь нам нужно решить, чем закончить наше сочинение. Содержание заключительной части тоже может быть различным, но оно должно перекликаться со вступлением.
Можно использовать заглавие из наших вариантов вступлений. Например, начать с рассказа о художнике, а закончить пунктом "Краски русского лета" - и наоборот.
Или выразить свое отношение к картине и творчеству Пластова.